Воронежская кондитерская фабрика: у истоков сладкого бизнеса

Общепринятой датой основания Воронежской кондитерской фабрики считается 1934 год (хотя газета «Коммуна» от 11 января 1932 года указывает, что фабрика уже в тот момент строилась — В.Г.), о чём сообщал всем посетителям старый сайт предприятия. Однако история фабрики более ранняя и имеет свои корни в малом предпринимательстве. Причём не просто малом предпринимательстве, а в аристократическом придворцовом бизнесе. Но обо всём по порядку.

В небольшом городе, каким был Воронеж к началу ХХ века, потребности 90-тысячного населения в леденцах, конфетах, выпечке и прочей сладкой продукции почти полностью закрывались небольшими артелями и индивидуальными предпринимателями.
Исходным сырьем для кустарей-производителей служил сахар, который стали массово производить в Воронежской области  в первой четверти XIX столетия. К 1830-м годам строятся Ольховатский, Нижнекисляйский и Садовский сахарные заводы. Но и до этого времени в Воронеже было небольшое производство сахара, основанное в 1781 году купцом Хариным. Завод Харина перерабатывал сахар-сырец, привозимый из Таганрога. При этом следует отметить, что производили заводы не привычный нам сахар-песок или рафинад, а сахарные головы, которые надо было колоть особыми щипцами (см. фото ниже).

Сахарные головы в ассортименте

Сахарные головы в ассортименте

В 1840 году сахарный завод появился и в Рамони. В 1879 году завод перешёл в руки новых хозяев — принца и принцессы Ольденбургских, которые преобразовали предприятие в конфетную фабрику. После пуска рафинадного цеха (1891) и постройки трёхэтажного корпуса фабрики (1900) предприятие активно работало и выпускало в начале ХХ века до 400 наименований шоколада и конфет. После 1920-х годов национализированная Рамонская конфектная (так тогда назывались конфеты) фабрика стала базовой для создания в Воронеже крупного кондитерского производства.

Так применялись щипцы для сахарных голов

Так применялись щипцы для сахарных голов

Сахар и мука имелась в Воронежском крае в достаточном количестве. Поэтому торговля кондитерскими изделиями в стационарных точках и вразнос в Воронеже XIX и начала ХХ века процветала.

Как сообщает Памятная книжка Воронежской губернии за 1915 год, в 1913 году в городе Воронеже насчитывалось 11 кондитерских, пряничных и конфетных производств с общей численностью рабочих в 250 человек. Продукции эти малые предприятия выпускали на 300 тысяч рублей в год. Для сравнения: 10 колбасных предприятий Воронежа с совокупным числом рабочих в 160 человек выпускали изделий на 155 тысяч рублей.

Однако после Октябрьской революции 1917 года положение на местном кондитерском рынке стало серьезно меняться. С одной стороны, трудности гражданской войны осложняли развитие кондитерского бизнеса, с другой – новая экономическая политика (НЭП) позволяла развиваться малому предпринимательству в этой специфической сфере.

В период сворачивания НЭПа к началу 1930-х годов население города Воронежа стало резко возрастать, увеличившись с 1923 по 1937 годы в 3,5 раза (см. диаграмму).

Рис.1. Возрастание численности населения Воронежа в период 1920-1937 гг. (чел.).

Столь кардинальный прирост населения был связан с двумя основными факторами:

— во-первых, крестьяне массово выезжали из сёл, не желая работать без оплаты за трудодни (позже Советская власть приостановила поток беглецов, прекратив выдавать крестьянам паспорта);

— во-вторых, в Воронеже начались большие стройки как промышленных предприятий, так жилья и инфраструктуры. На стройки стекалось большие количества воронежцев, прибывших из сельской местности.

В этих условиях возрос спрос на продукты питания – и в том числе на кондитерские изделия. Так как кустарные артели кондитеров не могли обеспечить надлежащих объемов производства (а на крупные частные производства коммунистические власти смотрели с неодобрением), то потребовалось относительно большое предприятие, которое бы смогло удовлетворить растущий спрос.

В полуподвале двухэтажного жилого дома на углу улиц Плехановской и Никитинской находилась частное предприятие по выработке пряников и карамели, которое принадлежало немецкому предпринимателю Гансу Берлину. После революции предприятие перешло в руки государства. В 1929 году на месте старого предприятия была открыта артель «Рамонь», которая производила ту же продукцию. Оборудование в артель привезли из Рамони, предприятия, выкупленного у Ольденбургских.

Позже, когда небольшие предприятия стали укрупняться, а Воронежский дрожжевой завод переехал в другое место, его двухэтажное здание на углу улиц Кольцовская и Карла Маркса, а также подсобные помещения решено было перестроить под кондитерскую фабрику. Принято считать, что реконструкция началась в 1934 году, предприятие было создано на основе кадровых рабочих и оборудования артели «Рамонь», первую продукцию фабрика начала выдавать в 1935 году. Основными фабричными изделиями того времени стали карамель и пряники.

Однако есть основания считать, что Воронежская кондитерская фабрика ведёт своё начало с 1932 года. И вот почему.  Областная газета «Коммуна» от 11 января 1932 года в статье «24720 тонн кондитерских изделий должна выпустить кондитерская промышленность области в 1932 году» указывала: «В Воронеже строится новая кондитерская фабрика на 20 тысяч тонн, которая должна быть пущена к концу года».

 С началом войны Воронежская кондитерская фабрика стала оказывать фронту помощь не только сладкими изделиями, но и освоила выпуск взрывчатых веществ. Это произошло в 1942 году.

В период Великой Отечественной войны практически все здания правого берега были разрушены из-за бомбёжек и в результате военных действий. Пострадало также и здание Воронежской кондитерской фабрики. В 1947 году предприятие было полностью восстановлено после разрушений военных лет.

В послевоенный Воронеж возвращались люди с фронтов и из эвакуации, прибывали новые жители из сельской местности, где получить оплачиваемую работу было невозможно. Мирная жизнь и растущее население требовало недорогой и качественной продукции, которая была бы по карману воронежцам и потребителям из других регионов. Конечно, это были не аристократические шоколадные изделия, выходившие когда-то недр фабрики княгини Ольденбургской, и которые покупали даже за границей. Взрослым и детям в нуждающемся практически во всём послевоенном городе требовались карамель с начинкой, леденцы, безобёрточные конфеты, пастила, вафли. Это обстоятельство и предопределило первоначальный ассортимент продукции Воронежской кондитерской фабрики.

В 1951 году в строй вводится цех по производству пастилы.

В 1958 году коллективом фабрики освоено производство зефира.

В 1962 году была смонтирована третья поточная линия производства карамели

В 1963 году на фабрике были установлены две поточные линии производства вафель.

В 1964 году было освоено производство конфет с пралиновыми корпусами между слоями вафель типа «Мишка косолапый».

В 1971 году освоено производство пралиновых конфет методом выпрессовывания.

В 1974 году введена в эксплуатацию новая котельная.

В 1981 году установлена новая поточная линия производства печенья.

В 1988 году введен в эксплуатацию склад бестарного хранения фруктово-ягодного пюре емкостью 60 тонн.

После распада СССР и приватизации государственных предприятий Воронежская кондитерская фабрика была приватизирована. В 1992 году предприятие стало акционерным обществом открытого типа. К концу 1990-х годов численность работников Воронежской кондитерской фабрики составляла более 1000 человек.

Воронежская кондитерская фабрика производит ныне широкий ассортимент сладкой продукции – конфеты, карамели, печенье, вафли, зефир, мармелад – всего до 150 наименований. Среди них воронежские брэнды – «Песни Кольцова», «Воронежские», «К звездам». До 40 процентов продукции поставляется фабрикой за пределы Воронежской области.

В настоящее время это известное в городе предприятие, ставшее публичной корпорацией, входит в состав холдинга «Объединенные кондитеры» ( с 2003 г.), где ведущую роль играют зарубежные инвесторы.

Произведённую продукцию Воронежская кондитерская фабрика поставляет на локальные рынки Воронежа и области, а также отправляет в Самарскую, Ростовскую, Волгоградскую и другие области, в регионы Поволжья, на Урал, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В Воронежской области в 2016-2017 гг. ВКФ занимает более 52% регионального рынка кондитерских изделий. В прилегающих к Воронежскому региону областях доля рынка Воронежской кондитерской фабрики не очень значимо и обычно не превышает 3% — в Липецкой области её доля составляет около 3%, в Курской – 2-2,5%, в Белгородской – 1-1,5%, в Орловской – 0,5-0,75%, в Тамбовской – 0,2-0,3%.

Несмотря на очень серьезную конкуренцию на современном кондитерском рынке Воронежа и области, где ныне присутствуют многие крупнейшие игроки конфетного и шоколадного бизнеса мира, Воронежская кондитерская фабрика пока сдерживает натиск иностранных и российских производителей, занимая достаточно большой сегмент локального рынка.

В завершение нашего краткого обзора отметим, что Воронежская кондитерская фабрика, в отличие от многих других предприятий столицы Черноземья, использует такой эффективный промо-инструмент, как промышленный туризм. Для всех желающих корпоративный гид проводит 4 раза в день экскурсии средней продолжительностью в 1,5 часа. Стоимость мероприятия для взрослых экскурсантов составляет 400 рублей, для детей — вдвое меньше.

Полагаю, что данное мероприятие для ВКФ было бы выгодно и при меньшей таксе. Эффекты рекламного и пиар-характера, сэмплинга (проб продукта), знакомства с технологиями производства, историей предприятия несут большую эмоциональную нагрузку, впечатываются в память посетителей. Таким образом, зонтичный брэнд и иные торговые марки Воронежской кондитерской фабрики логично вписываются в потребительские привычки будущих покупателей, попадают в обсуждения в соцсетях, становятся темой в рекламе «из уст в уста» («сарафанное радио»).

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.