Перспективы российской экономики на 2011-2012 гг.

Острая фаза мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. завершилась. Практически все развитые и развивающиеся страны демонстрируют восстановительный рост. Не составляет исключения и Россия, возвращаясь от отрицательных показателей 2009 г. к позитивной динамике прироста ВВП, который, по оценке Минфина РФ, МЭР и Всемирного банка, составит в ближайшие три года от 4,0 до 4,5%.

Много это или мало? На наш взгляд, мало; этого явно недостаточно, чтобы в ближайшие десятилетия догнать развитые страны по уровню благосостояния. Причем динамика российского роста ВВП нам представляется несколько завышенной и может оказаться весьма неустойчивой (особенно при значительной волатильности цен на нефть).

Поводов для пессимизма несколько. Во-первых, настораживает неадекватная бюджетная и налоговая политика. 2011 год обещает быть годом значительного наращивания военных расходов, которые составят 2 трлн. руб. (при общих доходах в 8,8 трлн. руб.). Конечно, армия и оборонный комплекс требуют переоснащения и финансовых ресурсов на реализацию новых проектов и НИОКР, однако размер бюджетных вливаний поражает воображение. Учитывая неэффективность и неповоротливость отечественного ВПК, слабый переток инноваций из оборонной сферы в гражданскую, можно прогнозировать слабую отдачу от данного вида бюджетных ассигнований.

Сомнения вызывает обоснованность повышения налогов на бизнес в тот момент, когда требуется быстрое восстановление хозяйственной системы и наращивание экономического потенциала страны. Увеличение ставки по социальным страховым платежам до 34% вызовет эффекты давно известные в российской практике – уход от налогов, рост теневого сектора и сворачивание предпринимательской деятельности из-за снижения конкурентоспособности большого количества отечественных предприятий. В итоге бюджет не получит запланированных налоговых поступлений при одновременном процессе криминализации экономики.

Второй момент, который внушает пессимизм при прогнозировании экономических тенденций в 2011-2012 гг. – это упорное нежелание власти решать болезненные проблемы реформирования пенсионной системы, здравоохранения и образования. Робость, проявляемая исполнительной и законодательной властью, удивительна с одной стороны, и губительна с другой.

Стремительное старение населения и сокращение численности рождающихся детей делает проблему реформирования пенсионного обеспечения одной из самых злободневных и не терпящих отлагательства. Принцип солидарности поколений, работавший в нашей стране много лет, теперь не действует. Только в ближайшие три года количество пенсионеров возрастет на 15%, что сделает дефицит ПФР критическим. Отказ от реформирования системы пенсионного обеспечения выльется, таким образом, либо в инфляцию (при устранении дефицита печатанием денег), либо в замораживание или снижение размеров пенсий уже в ближайшей перспективе. И в том и в другом случае снижение жизненного уровня пенсионеров неизбежно.

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста и снижение объема социальных гарантий также не вызывало большого восторга в Греции, Франции, Румынии и ряде других стран. Однако законодатели и исполнительная власть решительно провели реформы, несмотря на протесты и демонстрации населения. Понимание того, что это необходимая, хотя и болезненная операция, помогло гражданам этих стран смириться с политикой «затягивания поясов».

На наш взгляд, в российской практике возможен «мягкий» вариант реализации пенсионной реформы, когда гражданам по желанию предлагается выход на пенсию в том или ином возрасте: чем выше возраст – тем выше пенсия.

Следует также отметить, что в пенсионной системе России существует масса других проблем – например, досрочный выход на пенсию работников из перечня №1 и №2 (списков вредности). Непонятно, почему проблемы вредных производств должен оплачивать ПФР, а не те акционерные общества, на которых трудятся работники данных категорий. Есть много вопросов по размеру пенсий для служащих госаппарата, судей, прокуроров, депутатов и прочих привилегированных контингентов. Важно также то обстоятельство, что массы непривилегированных будущих пенсионеров никоим образом не могут подсчитать размер своей грядущей пенсии, что также является дестимулирующим фактором в ныне существующей модели. Здесь власть также ставится перед дилеммой – либо упорядочивает и регламентирует положение она, либо процессы примут стихийный и неуправляемый характер. Откладывание пенсионной реформы на будущие периоды будет весьма обременяющим фактором для экономического роста, причем тормозящие эффекты будут с каждым годом нарастать.

Безотлагательных кардинальных изменений требует и российская система здравоохранения. При общем рейтинге стран мира по благосостоянию Россия ныне занимает 65 место, тогда как по уровню здравоохранения – 132. Принятая к исполнению в 1990-х гг. модель страховой медицины оказалась плохо приспособленной к реалиям российской действительности. К существующей ныне системе медицинского обслуживания населения огромное количество претензий со стороны как пациентов, так и медицинского персонала. В то же время уровень потерь человеческого капитала из-за неэффективной работы отечественной медицины огромен.

Необходимо отметить, что современная медицина и качественная система здравоохранения – вещь очень дорогая. В бюджетах развитых стран данная отрасль поглощает от 7 до 9% расходов государства. Экономия на здравоохранении оборачивается тотальными поборами в больницах и поликлиниках, расширением сектора теневого медицинского бизнеса, массовым недовольством населения. Очевидно, что следует постепенно расширять сектор коммерческой медицины, совершенствовать систему ОМС, пересматривать количественный и качественный состав медицинского персонала (напомним, что по количеству населения на одного врача Россия занимает одно из первых мест в мире: Россия – 202, Венгрия – 360, США – 375, Польша – 487).

Нельзя также не отметить такие отрасли народного хозяйства, как ЖКХ и образование. Затягивание времени с их реформированием также оборачивается усугублением проблем уже в ближайшем будущем.

Разумеется, проведение модернизации экономики страны и перевод ее на постиндустриальные рельсы требует значительных финансовых средств. Если их нельзя получить за счет повышения налогов, то где тогда взять? Существует несколько надежных источников. Первый из них – приватизация крупнейших российских корпораций. Значительные пакеты акций (в том числе контрольные) таких компаний, как Сбербанк, ВТБ, Роснефть, Транснефть и ряда других предприятий стоят миллиарды долларов. Одновременно с приватизацией может произойти и качественное улучшение менеджмента в данных компаниях, увеличится их информационная прозрачность, изменение отношения к миноритарным акционерам, улучшится контроль за издержками и т.д.

Серьезный ресурс на среднесрочную перспективу – развитие малого бизнеса и снижение уровня коррупции в обществе. Нельзя сказать, что перечисленные нами меры являются чем-то очень новым и неизвестным научному сообществу. Дело, как нам представляется, не в этом. Вопрос, как говорится, не в экономике, а в политической воле. Руководству нашей страны пора более решительно браться за дело, не боясь запачкать руки и лицо черновой работой. Если таковой положительный сдвиг произойдет, то вместо запланированного роста в 4-4,5% в год мы вполне можем увидеть 5,5-6,0% уже в ближайшие два года.

Смотрите также: Перспективы российской экономики на 2013 г.

 

 

 

 

Похожее ...

3 комментария

  1. белый:

    нельзя без конца перестраивать муравейник,муравьи разбегутся!

  1. 28.02.2012

    […] эту мысль, поскольку эту тему мы уже затрагивали в предыдущей публикации. Скажу лишь, что на поле пенсионной реформы предстоит […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.