Профессия актёра во времена античности

На сегодняшний день профессия актёра является уважаемой и востребованной практически во всех странах мира. А как было во времена Древней Греции и Рима? Были ли актёры уважаемы в обществе, на какие средства существовали как взаимодействовали с авторами сценических произведений? Ответы на эти вопросы весьма интересны и не укладываются в привычные рамки примитивных объяснений. Парадоксально, но факт – актёры в древнегреческом театре не были комедиантами, которые собирали деньги с любопытствующих зрителей. Актёры были, выражаясь современным языком, государственными служащими и получали деньги из казны. Но причастность к актёрскому цеху не сулила артистам ничего хорошего в имиджевом плане  – их социальный статус был достаточно низок, а отношение со стороны окружающих пренебрежительным.

Обратимся к фактам. Примерно с конца 6 века до н.э. к хору, участвующему в музыкально-поэтических представлениях, древнегреческий драматург Феспид для ведения диалога добавил партнёра. Так возникла функция актёра. Его роль, как правило, брал на себя сам поэт.

Второго актёра ввёл Эсхил, третьего – Софокл; он же создал и непреложный для античной драматической поэзии эстетический закон, согласно которому в одной пьесе (сколько бы ролей в ней не было) одновременно участвовать в разговоре могло не более трёх лиц.

Первый актёр представления назывался протагонистом, второй – дейтерагонистом, третий – тритагонистом. Поэт или сам выбирал актёров для своих произведений, или поручал найти таковых специальным служащим. Жалованье актёрам выплачивало государство. В эпоху эллинизма актёры нередко объединялись с другими артистами – например, с танцовщиками.

В Риме с 3 века до н.э. существовали труппы актёров, патрон которых (dominus gregis), как правило, вольноотпущенник, приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с актёрами.

Гонорар актёры получали от государства. В то время как в Греции актёры были свободными гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущенников. Поэтому сословие актёров презиралось: выступить в качестве актёра в каком-нибудь представлении, кроме любительской ателланы (короткого фарсового представления), означало для свободного гражданина уронить свою честь. Тем не менее, отдельные выдающиеся актёры пользовались огромной популярностью и наживали значительные состояния.

Гардероб античных актёров состоял из костюмов, масок с париками, котурнов (сандалий с толстой подошвой), а также кожаного фаллоса, использовавшегося в древней комедии и сатировской драме.

Женские роли исполнялись мужчинами (женщины участвовали только в мимических представлениях). Средствами художественной выразительности актёров были речь, пение и жесты.

 

См.: Словарь античности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.