Теории происхождения государства

В политологии существует несколько концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции – персона верховного правителя – божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евреев, Бог находится в договорном отношении со всеми людьми. Современный католицизм предполагает божественное происхождение идеи государства и принципов власти при приходящем характере конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В 19 в. возникла «теория завоевания», основателем которой был польский правовед Людвиг Гумплович (1838-1909). Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

Психологическая теория выводит образование государства из идеи, рожденной человеческим гением. Широко распространена социально-экономическая теория. Один из ее ранних представителей Платон выводит истоки государства из разделения труда, обособления деятельности по руководству обществом. Марксизм объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Переходной формой к государству признается выделение прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т.е. основными требованиями определенной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права.

Литература:

1.    Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.

2.    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.