Философия допинга: человек-машина

В современном спорте особое место занимает вопрос о допинге, то есть всевозможных стимуляторах, способных усиливать физические и интеллектуальные ресурсы атлетов, снимать боль и страх, неуверенность, тревожность, повышать волевые потенции. В 1747 году французский философ Жюльен Офрэ де Ламетри анонимно издал в Голландии книгу под названием «Человек – машина», которая вызвала большой резонанс в международном сообществе и была публично сожжена по решению церковных властей.

Ламетри был военным врачом, изучал богословие, физику и медицину. Анализируя работу внутренних органов и протекание болезней, он пришёл к выводу о том, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. При этом человеческий организм Ламетри рассматривал как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. Душа, по Ламетри, не является божественной субстанцией, а может меняться под воздействием различных факторов – внешних обстоятельств, питания, алкоголя, болезней. «Один, как ребёнок, плачет при приближении смерти – пишет Ламетри, — над которой другой подшучивает. Что нужно было, чтобы превратить бесстрашие Кая Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего только расстройство селезёнки или печени, или засорение воротной вены». И далее Ламетри говорит о веществах, которое мы теперь называем допингом. Страдающий человек, приняв опиум, делается счастливым; «Опиум может даже воздействовать на волю: он заставляет душу, желающую бодрствовать и развлекаться, вопреки её желанию улечься в постель… Кофе подхлёстывает воображение, успокаивает мигрень и рассеивает горести». Таким образом, Ламетри прокладывает в философии дорогу к сенсуализму и эмпиризму, ставя под сомнение существовавшие ранее догматы и верования.

А раз человек является своеобразной самозаводящейся машиной, то этот механизм можно завести потуже, придав ему больший запас энергии. В момент соревнований следует нажать на спусковой крючок и выплеснуть накопленный заряд силы, скорости и выносливости, оставив позади конкурентов. В эмпирическом плане было замечено, что люди, попавшие в экстремальные условия, могут совершить действия, которые совершенно не характерны для повседневной жизни: в состоянии аффекта мать попавшего в опасность ребёнка поднимает очень тяжёлые предметы; убегая от диких зверей мужчина прыгает на умопомрачительное расстояние и т.д. И вот спортсмены и их наставники начинают поиск препаратов и средств, способных извлечь из недр организма запасённую на крайний случай энергию. В идейном и философском плане такие искания обосновываются потребностью к достижениям, выигрышу в противостоянии любой ценой – в том числе и за счёт нанесения вреда здоровью.

Применение допинга могут оправдывать и другие цели – такие, как получение крупных призовых (см. спорт – как философия бизнеса), завоевания славы и признания, как способ доказательства национального превосходства.

В современной практике профессионального спорта имеются две противоположные мировоззренческие школы, которые смотрят на допинг с диаметрально разных позиций. Первая, которая ныне доминирует в официальных спортивных кругах, МОК и Международных спортивных федерациях, состоит в том, что допинг неприемлем в любых его проявлениях – в виде фармпрепаратов, трансфузий (переливания атлетами собственной крови), использования барокамер и проч. Основными причинами запрета допинга являются два обстоятельства:

  1. Нанесение вреда организму атлета;
  2. Нарушение принципа справедливости.

Что касается вредного воздействия на организм, то эта часть аргументации сторонников запрещения допинга со временем утрачивает силу. Дело в том, что современные фармацевтические препараты несравненно более совершенны, чем те, что применялись в середине ХХ века. В те времена, действительно, имели место смертельные исходы велосипедистов — так, на Олимпиаде 1960 г. в Риме прямо на трассе скончался датский велогонщик Нуд Энемарк Йенсен, в крови которого были впоследствии обнаружены следы амфитамина. Спустя семь лет трагический случай со смертельным исходом на трассе повторился. На этот раз жертвой допинга стал велосипедист Том Симпсон, который скончался в ходе гонки Тур де Франс. После этих и ряда других случаев большинство международных спортивных федераций ввело в практику специальный допинг-контроль. А в 1976 году Международный Олимпийский комитет внёс анаболические стероиды в список запрещённых препаратов.

Однако с последней четверти ХХ века каких-либо тяжёлых инцидентов из-за применения допинг-препаратов в мировой спортивной практике не наблюдалось, так как специальные фармпрепараты стали гораздо более совершенными и быстровыводимыми из организма пользователей.

Тем не менее на повестке дня остаётся второй аргумент запрета допинга – нарушения принципа справедливости. Те атлеты, которые применяют допинг, изначально ставят себя в более выигрышные условия.

Выше перечисленным взглядам противостоит иной философский подход, который предполагает оставить вопрос допинга на усмотрение самих спортсменов. Если опасности для организма нет, рассуждают сторонники ликвидации допинг-контроля, то атлеты вправе применять те препараты и средства, которые имеются в их распоряжении. Этот шаг сделает ненужной «допинговую полицию» в лице Всемирного антидопингового агентства WADA, которая требует существенных финансовых средств и может становиться инструментом сведения счётов, когда о положительной допинг-пробе объявляется в специально подобранный момент.

Что же касается справедливости завоевания спортивных титулов и медалей, то в любом случае стартовые возможности национальных федераций, сборных и отдельных спортсменов различаются – одни страны (клубы, федерации) весьма сотоятельные, имеют отличные условия для тренировок и сборов, обладают самой новейшей и современной амуницию. Другие лишены этого комфорта и с трудом находят деньги на поездки к местам соревнований. Стало быть, их условия изначально неравны, то есть не выдерживается принцип справедливости.

Кроме того, те атлеты, которые пользуются новейшими видами допинга, на которые у контролирующих органов нет надёжных методик определения, остаются вне зоны ответственности. Думается, что спор двух вышеназванных мировоззренческих позиций ещё далеко не закончен и в философии спорта данная проблематика ещё будет активно обсуждаться.

Всемирное Антидопинговое агентство в системе управления спортом

Что и как исследует философия спорта

Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Школы и направления в философии спорта ч.2

Философия антиспорта: средневековый регресс

Философские идеи неоолимпизма

Спорт как философия национального превосходства

Философия классового спорта

Спорт как философия бизнеса

Философия экстремального спорта

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.