Философия экстремального спорта

В последние десятилетия по всему миру активно распространяются идеи экстремального спорта, который вовлекает в свою орбиту всё большее количество участников. Люди, склонные к риску и самовыражению, стремящиеся преодолеть страх и раздвинуть границы повседневного бытия, упорно тренируются, закаляя характер и волю. Каждая их тренировка, публичное или частное выступление связано с опасностью получить серьёзную травму, нанести вред здоровью или даже погибнуть.

И тем не менее число экстремалов не уменьшается; год от года увеличивается как численность экстремальных атлетов, так и многообразие изобретаемых ими видов спорта. Исследователи и наблюдатели с удивлением констатируют, что в экстрим приходят не только юноши и девушки, молодёжь в широком смысле, но и люди зрелые из разных профессий и слоёв общества. По нашим наблюдениям, только с 2010 по 2015 годы в России численность марафонцев-любителей увеличилась в 3 раза. Аналогичная картина наблюдается и в Великобритании, где предприниматели, офисные работники, сотрудники системы обслуживания и иных сфер, начинают перетекать из фитнеса в беговые экстремальные дисциплины. И что характерно, в экстремальный спорт охотно идут женщины – в сноуборд и парашютизм, бои без правил и триатлон, скалолазание и дайвинг.

Атлеты-экстремалы приобретают также всё большее общественное признание. Так, в 2014 году в Нью-Йорке муниципальные власти решили переименовать 228-ю улицу, расположенную в районе Бродвея в Тэд Корбитт Вэй, увековечив таким образом память о выдающемся бегуне Тэде Корбитте. Этот марафонец устанавливал высокие достижения не только в молодости. В 50 лет он бил рекорды США на 100 миль и в суточном беге. А в 2001 году, в возрасте 82 лет, за время 6-дневной гонки Корбитт преодолел 303 мили (около 488 км).

Феномен роста популярности экстремального спорта в мире невозможно объяснить лишь пиар-мероприятиями, развитием телевидения и интернета, пропагандистским эффектом от проведения Олимпиад, чемпионатов Европы и мира. Корни этого явления более глубокие и лежат вне поля зрения поверхностного наблюдения.

Здесь мы должны обратиться к таким фундаментальным философским проблемам, как природа человека, смысл жизни, свобода и независимость, преодоление страха, выходы на грань возможного и невозможного, культурных и физических ограничений.

Каждый человек в той или иной форме задаёт себе вопрос – кто он, зачем живёт, в чём его предназначение, что он после себя оставит. Решив некие традиционные и повседневные проблемы – образования, создания семьи, благосостояния, круга общения, человек идёт дальше – к новым достижениям. Его мечты о преодолении физических ограничений, инстинктов и страхов, комплексов всевозможного плана, ведут его по пути тренировок духа и тела, к качественно новым состояниям морального удовлетворения, самоуважения, обретения учеников и последователей.

Вместе с тем атлеты-экстремалы – это люди, выбравшие свободу и независимость, новизну и непроторенные пути. Казалось бы, можно было заняться уже существующими видами спорта, хорошо организованными, имеющими надлежащую инфраструктуру и органы управления. Но нет, экстремалы выбирают новизну, независимость, риск и адреналин. Футбол, хоккей или баскетбол – это, конечно, хорошо, да и деньги в профессиональных спортивных клубах платят немалые. Но что такое деньги против силы духа, свободы самовыражения, подчас игры со смертью? Познание себя – говорили ещё древнегреческие философы – вот что главное в бренной жизни человека. Одно дело воспитание детей и окружающих, оценка деятельности других людей — друзей и недругов, родственников и коллег, и совсем другое – честно понять свою природу, без оправданий и самообмана. Далеко не каждый прыгнет с высоты с парашютом или тарзанкой на ногах, не говоря уже о более радикальных методах испытания собственного «Я». Это разные, как говорят философы, экзистенциальные состояния.

Именно потому, что в обычной, вялотекущей повседневности, когда человек вращается в орбите «дом-семья-работа», люди со спящими в них способностями не могут их проявить, они томятся, испытывают необъяснимый дискомфорт, хотя имеют всё для счастливой, с точки зрения обывателя, жизни. В какой-то момент часть этих людей находит выход в экстремальном спорте, который и становится для них настоящей, рискованной, наполненной эмоциями и адреналином жизнью. Атлеты-экстремалы входят в круг себе подобных, приобретают достойных друзей, товарищей, коллег. А  это уже иная жизнь из детской далёкой мечты, где ты не «тварь дрожащая и право имеешь».

Переименование улицы в честь марафонца

Что и как исследует философия спорта

Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Школы и направления в философии спорта ч.2

Философия антиспорта: средневековый регресс

Философские идеи неоолимпизма

Спорт как философия национального превосходства

Философия классового спорта

Спорт как философия бизнеса

Философия допинга: человек-машина

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.