Одной из главных философских школ ХХ века стала школа классового спорта, идеи которой выкристаллизовывались в бурном девятнадцатом столетии, полном политических, технических и общественных новаций.
Конечно, отдельные элементы классового спорта мы отмечали ещё при рассмотрении систем атлетической подготовки и состязаний римского периода, когда спортсменами становились рабы, малоимущие или авантюристы, которые участвовали в гладиаторских схватках или же показывали своё мастерство на цирковых аренах. Что же касается элиты общества, патрициев, то они предпочитали быть зрителями, наслаждаясь спортивным зрелищем со стороны.
Позже, в средневековой Европе, философия спорта стала постепенно меняться. Начиная с эпохи Возрождения люди из верхних социальных слоёв всё больше проявляли интерес к оздоровительным методикам античной Греции, к воспитательной системе эллинов, их мировосприятию гармонично развитого человека. Имущие классы имели деньги и досуг для занятия спортом в своё удовольствие; они располагали необходимым инвентарём, амуницией, материальными ресурсами.
Напротив, люди с низким достатком, находящиеся в нижних стратах общественной пирамиды, находились в стеснённых бытовых и финансовых условиях. В многодетных семьях (а таковых в те времена было подавляющее большинство), доходов работающих хватало лишь на пищу, одежду, скромное жильё. Что же касается вопросов получения образования, физического воспитания, занятий спортом, — то это считалось непозволительной роскошью, праздным времяпрепровождением.
Психология пролетариата была примерно такой – за 12-14 часов рабочего дня люди на производстве с большой долей ручного труда уставали настолько, что валились с ног. Разумеется, им было не до спортивных игр. Но не только взрослые трудились до изнеможения. В середине XIX века предпринимателями также использовался и детский труд, так как несовершеннолетним рабочим можно было платить значительно меньше. Вспомним, что впервые законодательное ограничение детского труда было осуществлено в Великобритании в 1833 году, когда был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня детей 9-13 лет 8 часами, а подростков 13-18 лет 12 часами. И это правовое ограничение было лишь первой ласточкой в наиболее развитой европейской стране; что же касается других стран мира, то там подобное регулирование было проведено на десятилетия позже. Соответственно, и спорт в кругах детей и юношества в XIX веке был уделом семей состоятельных – из числа дворянства, высокопоставленных чиновников, предпринимателей, высших военных.
С победой социалистической революции в России в 1917 году наступил новый этап в идеологическом и философском обосновании пролетарского и классового спорта. Вначале спорт в молодом советском государстве развивался в рамках Всевобуча (всеобщего воинского обучения). Однако в 1920 году при Всевобуче был создан Высший совет физической культуры, который сконцентрировал на себе всю спортивно-пропагандистскую, мировоззренческую и управленческую работу. В 1922 году Всевобуч был упразднён, в результате чего возникли острые дискуссии о стратегическом развитии физкультуры и спорта в первом пролетарском государстве.
В части философских платформ предлагалось несколько альтернативных концепций (см. рис.1).
Идеологи рекордизма заявляли, что вновь созданное Советское государство должно продемонстрировать всему миру преимущества социализма. Раскрепощённый рабочий класс и крестьянские массы при надлежащем массовом охвате и выверенной системе подготовки сможет достигнуть таких спортивных результатов, которые не под силу буржуазным атлетам. Сила убеждения, сознательности и духа трудящихся будут таковы, что мир в кратчайшей перспективе увидит рекордные результаты рабоче-крестьянского спорта.
В качестве обоснования своей позиции представители рекордизма заявляли, что ни один класс, кроме рабочих и крестьян, не может столь же упорно трудиться, отдаваясь многочасовым тренировкам каждый день. Трудолюбие и убеждённость в своём физическом и моральном превосходстве обязательно даст надлежащие результаты в виде рекордов и прочих спортивных достижений.
Категорически против философии рекордистов выступали гигиенисты, которые исходили из того, что эксплуатация, недоедание и нездоровый образ жизни прошлого поколения подорвали классовый генофонд – то есть рабочих, крестьян и их детей. Для них спорт, и тем более, рекорды, означают повышенную нагрузку на ослабленные организмы. Таким образом, следование рекордизму принесёт эффекты, прямо противоположные ожидаемым. В идеологическом плане классовый спорт должен опираться, в основном, на гимнастику – в школе, семье и на производстве. Спорт должен оздоравливать пролетариат, а не приводить его к преждевременному износу.
В идейном плане к гигиенистам были близки представители медицинского направления, которые также предлагали делать акцент на гимнастике как несоревновательном виде двигательной активности. Состязания формируют дух соперничества, агрессии, повышенной эмоциональной и физической нагрузки. В борьбе возможны травмы, которые нежелательны для рабочего человека. Профилактическая и лечебная гимнастика (фитнес, как сказали бы мы сегодня), став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных и профессиональных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.
На иных мировоззренческих позициях стояли сторонники художественного физического воспитания. Пролетарский спорт совершенно особый, утверждали они, и радикальным образом отличается от буржуазной системы гимнастики и тренировки. Новые подходы заключались в том, что основными элементами физической культуры становились формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание. Значительная роль отводилась также зрелищным демонстрациям, публичным спортивным парадам, где упражнения следовало выполнять с выразительной силой, наподобие балета. Это направление не выступало против спортивной деятельности, но отрицало право на существование личных соревнований.
В конечном счёте классовый спорт стал реализовываться в СССР, а затем и в странах «народной демократии» по пути отрицания коммерческого (профессионального) спорта, проповедуя философию любительства. Был даже официально принят термин «физическая культура», который в большинстве стран мира не имеет надлежащей трактовки. Да и в нашей стране по сию пору не изжита путаница, включает ли в себя физическая культура спорт, или напротив, физкультура — это часть спорта.
В заключение следует упомянуть, что доктрина классового спорта в послевоенное время стала претерпевать изменения. В связи с тем, что профессиональные спортсмены в большинстве своём выигрывали у любителей, тренировавшихся в свободное от работы время, в СССР была негласно принята концепция «государственного любительства», согласно которой спортсмен считался любителем, но лишь числился на предприятии, в армии, милиции. Таким образом, уже в недрах советского спорта, проповедовавшего философию любительства, вызревал коммерческий спорт, бывший в официальном запрете.
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта
Философия тренировки