Философия классового спорта

Одной из главных философских школ ХХ века стала школа классового спорта, идеи которой выкристаллизовывались в бурном девятнадцатом столетии, полном политических, технических и общественных новаций.

Конечно, отдельные элементы классового спорта мы отмечали ещё при рассмотрении систем атлетической подготовки и состязаний римского периода, когда спортсменами становились рабы, малоимущие или авантюристы, которые участвовали в гладиаторских схватках или же показывали своё мастерство на цирковых аренах. Что же касается элиты общества, патрициев, то они предпочитали быть зрителями, наслаждаясь спортивным зрелищем со стороны.

Позже, в средневековой Европе, философия спорта стала постепенно меняться. Начиная с эпохи Возрождения люди из верхних социальных слоёв всё больше проявляли интерес к оздоровительным методикам античной Греции, к воспитательной системе эллинов, их мировосприятию гармонично развитого человека. Имущие классы имели деньги и досуг для занятия спортом в своё удовольствие; они располагали необходимым инвентарём, амуницией, материальными ресурсами.

Напротив, люди с низким достатком, находящиеся в нижних стратах общественной пирамиды, находились в стеснённых бытовых и финансовых условиях. В многодетных семьях (а таковых в те времена было подавляющее большинство), доходов работающих хватало лишь на пищу, одежду, скромное жильё. Что же касается вопросов получения образования, физического воспитания, занятий спортом, — то это считалось непозволительной роскошью, праздным времяпрепровождением.

Психология пролетариата была примерно такой – за 12-14 часов рабочего дня люди на производстве с большой долей ручного труда уставали настолько, что валились с ног. Разумеется, им было не до спортивных игр. Но не только взрослые трудились до изнеможения. В середине XIX века предпринимателями также использовался и детский труд, так как несовершеннолетним рабочим можно было платить значительно меньше. Вспомним, что впервые законодательное ограничение детского труда было осуществлено в Великобритании в 1833 году, когда был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня детей 9-13 лет 8 часами, а подростков 13-18 лет 12 часами. И это правовое ограничение было лишь первой ласточкой в наиболее развитой европейской стране; что же касается других стран мира, то там подобное регулирование было проведено на десятилетия позже. Соответственно, и спорт в кругах детей и юношества в XIX веке был уделом семей состоятельных – из числа дворянства, высокопоставленных чиновников, предпринимателей, высших военных.

С победой социалистической революции в России в 1917 году наступил новый этап в идеологическом и философском обосновании пролетарского и классового спорта. Вначале спорт в молодом советском государстве развивался в рамках Всевобуча (всеобщего воинского обучения). Однако в 1920 году при Всевобуче был создан Высший совет физической культуры, который сконцентрировал на себе всю спортивно-пропагандистскую, мировоззренческую и управленческую работу. В 1922 году Всевобуч был упразднён, в результате чего возникли острые дискуссии о стратегическом развитии физкультуры и спорта в первом пролетарском государстве.

В части философских платформ предлагалось несколько альтернативных концепций (см. рис.1).

Рис.1. Схема формирования классовой философии спорта

Рис.1. Схема формирования классовой философии спорта

Идеологи рекордизма заявляли, что вновь созданное Советское государство должно продемонстрировать всему миру преимущества социализма. Раскрепощённый рабочий класс и крестьянские массы при надлежащем массовом охвате и выверенной системе подготовки сможет достигнуть таких спортивных результатов, которые не под силу буржуазным атлетам. Сила убеждения, сознательности и духа трудящихся будут таковы, что мир в кратчайшей перспективе увидит рекордные результаты рабоче-крестьянского спорта.

В качестве обоснования своей позиции представители рекордизма заявляли, что ни один класс, кроме рабочих и крестьян, не может столь же упорно трудиться, отдаваясь многочасовым тренировкам каждый день. Трудолюбие и убеждённость в своём физическом и моральном превосходстве обязательно даст надлежащие результаты в виде рекордов и прочих спортивных достижений.

Категорически против философии рекордистов выступали гигиенисты, которые исходили из того, что эксплуатация, недоедание и нездоровый образ жизни прошлого поколения подорвали классовый генофонд – то есть рабочих, крестьян и их детей. Для них спорт, и тем более, рекорды, означают повышенную нагрузку на ослабленные организмы. Таким образом, следование рекордизму принесёт эффекты, прямо противоположные ожидаемым. В идеологическом плане классовый спорт должен опираться, в основном, на гимнастику – в школе, семье и на производстве. Спорт должен оздоравливать пролетариат, а не приводить его к преждевременному износу.

В идейном плане к гигиенистам были близки представители медицинского направления, которые также предлагали делать акцент на гимнастике как несоревновательном виде двигательной активности. Состязания формируют дух соперничества, агрессии, повышенной эмоциональной и физической нагрузки. В борьбе возможны травмы, которые нежелательны для рабочего человека. Профилактическая и лечебная гимнастика (фитнес, как сказали бы мы сегодня), став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных и профессиональных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.

На иных мировоззренческих позициях стояли сторонники художественного физического воспитания. Пролетарский спорт совершенно особый, утверждали они, и радикальным образом отличается от буржуазной системы гимнастики и тренировки. Новые подходы заключались в том, что основными элементами физической культуры становились формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание. Значительная роль отводилась также зрелищным демонстрациям, публичным спортивным парадам, где упражнения следовало выполнять с выразительной силой, наподобие балета. Это направление не выступало против спортивной деятельности, но отрицало право на существование личных соревнований.

В конечном счёте классовый спорт стал реализовываться в СССР, а затем и в странах «народной демократии» по пути отрицания коммерческого (профессионального) спорта, проповедуя философию любительства. Был даже официально принят термин «физическая культура», который в большинстве стран мира не имеет надлежащей трактовки. Да и в нашей стране по сию пору не изжита путаница, включает ли в себя физическая культура спорт, или напротив, физкультура — это часть спорта.

В заключение следует упомянуть, что доктрина классового спорта в послевоенное время стала претерпевать изменения. В связи с тем, что профессиональные спортсмены в большинстве своём выигрывали у любителей, тренировавшихся в свободное от работы время, в СССР была негласно принята концепция «государственного любительства», согласно которой спортсмен считался любителем, но лишь числился на предприятии, в армии, милиции. Таким образом, уже в недрах советского спорта, проповедовавшего философию любительства, вызревал коммерческий спорт, бывший в официальном запрете.

Что и как исследует философия спорта

Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Школы и направления в философии спорта ч.2

Философия антиспорта: средневековый регресс

Философские идеи неоолимпизма

Спорт как философия национального превосходства

Спорт как философия бизнеса

Философия допинга: человек-машина

Философия экстремального спорта

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.