Философские идеи неоолимпизма

Во второй половине XIX века спорт начал претерпевать количественные и качественные изменения. Предпосылками к этому стали социально-экономические, культурные и политические факторы, которые затронули, в первую очередь, страны Европы и Америки. Постепенное изживание сословных и религиозных предрассудков, формирование рыночной экономики и многочисленного класса свободных людей, правовое закрепление политических гарантий и личностных прав сыграло свою позитивную роль в становлении новой философии спорта.

Вообще, век XIX-й был богат на революционные преобразования, научные открытия, изобретения, новые идеи. Вера людей в силу науки и разума в значительной степени возросла, так как жизнь вокруг под воздействием технических, технологических и общественных инноваций быстро менялась – в обиход вошли невиданные ранее транспортные средства (пароходы, автомобили, железные дороги, трамваи), появились новые средства связи, энергии. Стали шире использоваться достижения химии, физики, медицины. Произошли существенные изменения в культуре и образовании, сократилась продолжительность рабочего дня, женщины развернули борьбу за свои права.

На фоне этих процессов развивалась физическая культура и спорт – стали появляться первые международные спортивные федерации, проводиться регулярные чемпионаты, первенства и соревнования. Наблюдая и обобщая все эти явления, французский историк и общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с инициативой возродить древнегреческие Олимпийские игры, которые, по его мнению, были одним из наивысших достижений человеческой цивилизации.

Кубертен сам увлекался спортом и считал его необычайно важным элементом в системе воспитания молодого поколения, развития духовных и физических качеств людей. Наблюдая тенденцию возрождения интереса международного сообщества к античным Олимпийским играм, Пьер де Кубертен разработал проект возрождения Олимпиад на новой идейно-философской платформе. С докладом под названием «Возрождение олимпизма» он выступил в ноябре 1894 года в Парижском университете.

Идеи Кубертена были поддержаны, был образован Международный олимпийский комитет, который должен был стать основным организующим звеном в системе интернационального спорта.

Учитывая веяния нового времени, Кубертен и его соратники в значительной мере обновили идейно-философскую базу олимпизма, внеся в неё следующие положения:

— во-первых, в олимпиады Нового времени вносился важнейший морально-философский принцип: «Главное не победа, а участие». Тем самым инициаторы восстановления Игр провозглашали новую этику отхода от победы в соревновании любой ценой, заменяя его иными ценностями – радостью общения, дружелюбного сотрудничества, познание культуры других народов через спорт.

— во-вторых, провозглашался нравственный принцип любительского спорта – «спорт отдельно от коммерции»; деньги в международных состязаниях не уместны, коммерциализация спорта разрушает основы честной конкуренции, атмосферу доброжелательства, уважения к любому атлету – в том числе из небогатых стран. Пьер де Кубертен и его соратники небезосновательно полагали, что спортсмены-профессионалы могут испортить атмосферу спортивного и творческого праздника, внеся в возвышенный дух элементы наживы, торгашества, превосходства над соперниками в финансовых и материальных возможностях.

— в-третьих, теперь в Олимпиадах могли участвовать представители любых стран, тогда как в античных Олимпиадах могли соревноваться только греки. Все остальные народы считались варварами и не допускались к спортивным поединкам.

Наконец, из философии современного олимпизма была устранена половая дискриминация. Если на античных Олимпиадах в качестве атлетов и зрителей могли участвовать только мужчины, то теперь это неравенство ликвидировалось. Женщины признавались спортивным сообществом равными по правам с мужчинами и могли беспрепятственно участвовать в состязаниях.

Большим желанием Пьера де Кубертена было сохранение не только физического, но и творческого соревнования в рамках проводимых Олимпиад. С 1912 по 1948 годы проводились Конкурсы искусства на Олимпийских играх — за такую консолидацию активно выступал Кубертен, который и сам получил в 1912 году олимпийское «золото» за «Оду спорту» в номинации «Литература» (там он выступал под псевдонимом).

Кубертен как мог, пропагандировал античный принцип отказа от военных действий в период проведения Олимпиад. Данная философия пацифизма проходит красной линией через всю идеологию и ценности олимпизма, противопоставляя войны и спорт как непримиримые категории.

Что и как исследует философия спорта

Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Школы и направления в философии спорта ч.2

Философия антиспорта: средневековый регресс

Спорт как философия национального превосходства

Философия классового спорта

Спорт как философия бизнеса

Философия допинга: человек-машина

Философия экстремального спорта

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.