К оценке эффективности системы управления физической культурой и спортом в РФ (Часть 2). Модифицированная система показателей для оценки эффективности функционирования физкультуры и спорта

Статья «К оценке эффективности системы управления физической культурой и спортом в РФ» подготовленная в соавторстве с М.А. Школьниковым, вызвала большой читательский интерес. Данной темой интересуются практические работники, студенты и аспиранты из России, Украины, Белоруссии, Турции и ряда других стран. В связи с проявленной заинтересованностью нашим исследованием, публикуем его продолжение.

Очевидно, что применение ныне существующего набора показателей в сфере ФК и С дает искаженную картину действительности, формирует неадекватную базу для оценки эффективности ее функционирования. С точки зрения теории управления следует привести в соответствие цели и критерии их оценки. Если мы с помощью физической культуры и спорта повышаем качество человеческого капитала, то следует давать оценку результатам изменений этого капитала. В этом смысле количество спортсооружений, численность коллективов физической культуры, количество штатных сотрудников принципиально не может давать оценки человеческому капиталу, так как по существу является средством повышения данного вида капитала, определенным инструментарием, но не целью.

О полноценном и целенаправленном управлении физкультурой и спортом в стране нельзя с достаточным основанием говорить без надлежащей информационной базы принятия решений, без адекватного контроля управленческих процессов, без комплексной оценки эффективности функционирования всей физкультурно-спортивной системы.

Введем в рассмотрение идеальную (желаемую) модель физкультуры и спорта в стране с выделением набора управляющих и контролируемых параметров (см. рис.1).

Рис.1. Обобщенная модель управления физкультурой и массовым спортом в стране.

Рис.1. Обобщенная модель управления физкультурой и массовым спортом в стране.

Согласно представленной модели, государственный управляющий орган (в настоящее время – Минспорттуризма РФ) через федеральные и региональные структуры воздействует на учреждения физической культуры, образования, социальной защиты и спортивного бизнеса таким образом, чтобы они функционировали в комфортном для себя и граждан режиме. Регулирование внешних условий осуществляется государством с помощью законодательных, финансово-кредитных и налоговых рычагов (включающих в себя прямые дотации, субсидии, льготное финансирование, снижение коммунальных платежей, налоговые каникулы, рекламно-информационные инструменты, PR-акции и прочие управленческие воздействия).

Воздействуя с помощью вышеперечисленных управленческих рычагов на физкультурно-спортивную систему, регулирующий государственный орган меняет с некоторым временным лагом (запаздыванием) состояние человеческого капитала – т.е. физический, интеллектуальный, культурный, социальный капитал, включающий состояние здоровья, навыки, умения, творческую и двигательную активность, морально-волевые качества, дисциплину, минимизацию вредных привычек.

С другой стороны, система физической культуры и спорта подвергается деструктивным воздействиям, связанным с рекламой алкогольсодержащих напитков и сигарет, болезнями, наркотиками, неправильным образом жизни.

При этом образ жизни является доминантной категорией, которая является системообразующей и центральной в ряду всех прочих факторов. Это положение имеет под собой как научное обоснование (см. табл.1), так и превалирующее общественное мнение.

Таблица 1. Причины преждевременной смертности населения от различных болезней

 

Болезни

Из них преждевременная смертность за счёт, %
образа жизнисредыгенетических

факторов

Здраво-охранения
Болезни сердца5492519
Новообразования37342910
Цереброваскулярные5022217
Дорожно-транспортные6818112
Атеросклероз4982518
Диабет260686
Цирроз печени709183
Самоубийство603523
Все несчастные случаи5131414
В среднем48162511

Источник: Ковалевский В.В., Оборотов А.В., Якушкина Т.А. Здоровье населения и разумная экологическая стратегия //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. — №6. – С.133.

Согласно опросу, проведенного Фондом общественного мнения (Прив. по: http://bd.fom.ru/report/map/d080823), ответы на вопрос: «Как вы считаете, от чего прежде всего зависит состояние здоровья человека?» распределились следующим образом:

— от самого человека, его заботы о своем здоровье – 59%;
— от качества медицинских услуг, которые получает человек – 37%;
— от состояния окружающей среды – 35%;
— от наследственности, от природы – 32%;
— другое – 2%.

Таким образом, описываемая нами управленческая модель физкультуры и спорта в стране, призвана минимизировать деструктивные воздействия на население, с одной стороны, и формировать здоровый образ жизни с другой. Измерение количественными и качественными показателями параметров здоровья и здорового образа жизни дает нам оценку эффективности системы управления физической культуры и спорта.

Как видно из представленной модели, оценку эффективности управления системой ФК и С дает не только Минспорттуризма и Правительство РФ, но и общество как заинтересованная сторона в лице научных, общественных и спортивных организаций.

Комплексная оценка эффективности управления системой ФК и С складывается, как нам представляется, из пяти основополагающих факторов:

— набора валидных и надежно фиксируемых показателей системы ФК и С, напрямую связанных с целями и задачами ее функционирования;
— силы и глубины воздействия и укоренения деструктивных факторов, дестабилизирующих систему ФК и С и негативно воздействующих на образ жизни населения;
— от экономических возможностей государства по поддержанию материальной и финансовой базы системы ФК и С;
— от квалификации и профессионализма топ-менеджеров, осуществляющих руководство системой ФК и С;
— от внутренней управленческой структуры системы ФК и С и ее транспарентности.

Авторы: Галкин В.В., Школьников М.А.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.