Теории труда в спорте

Президент Боливии Эво Моралес

Президент Боливии Эво Моралес

Цена труда людей, занятых в сфере физической культуры и спорта, может быть выведена из различных теорий, разработанных в разное время рядом известных учёных. Коротко осветим их содержание применительно к спортивной отрасли.

Исторически первой была выдвинута трудовая теория стоимости. Согласно ей, каждый работник, производящий те или иные товары и продукты (в том числе нематериальные), имеет такую цену своего труда (зарплату или доход), которая соответствует общественным трудозатратам. Слово «общественные» означает некоторое усреднение затрат по стране или региону, так как себестоимость и производительность труда у различных производителей всегда разные.

Ценность или стоимость продукта определяется пропорциями обмена на другие товары и услуги. Если говорить совсем просто, то стоимость товара определяется в рамках теории тем временем, которое потратил на его создание производитель – будь то отдельный индивид или предприятие. Говоря спортивным языком, тот атлет, который больше тренируется, тот больше выигрывает соревнований – а, значит, и дороже стоит. Ясно, что звучит такой вывод весьма наивно.

Трудовая теория стоимости вообще плохо описывает сферу нематериальных продуктов (в том числе услуг, зрелищ и информации), которые создаются в отрасли физической активности и спорта. С её помощью как-то можно описать такие области труда, как работу учителей физической культуры, фитнес-инструкторов, тренеров спортшкол. Но вторгаясь в пределы профессионального спорта, трудовая теория стоимости теряет способность адекватно описывать, объяснять и прогнозировать явления.

Классовая теория труда. Изучив работы основоположников трудовой теории стоимости (У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо) К. Маркс тонко уловил её слабости в части попыток выявить основополагающий критерий и эталон труда – стоимость, которая присуща всем товарам и услугам. Маркс пошёл другим путём, введя в анализ понятие «прибавочная стоимость». По его мнению, всё общество можно разделить на две большие категории – класс пролетариата (наёмных работников) и буржуазии (предпринимателей, собственников бизнеса).

Пользуясь своими преимуществами, работодатели и собственники капитала эксплуатируют наёмных работников, выколачивая из них прибавочную стоимость, которые они создают дополнительным неоплаченным трудом. Со временем отношения между трудом и капиталом обостряются, что ведёт к социально-экономическим конфликтам разного масштаба. Предотвратить конфликты можно лишь отменив институт предпринимательства.

Применительно к спорту классовая теория работает так: профессиональный спорт как социальное явление недопустим, так как он порождает такие явления, как допинг, договорные матчи, чрезмерную эксплуатацию атлетов, «спортивное рабство», бесправие спортсменов, готовность на всё ради денег.

Оплата труда спортсменов и тренеров производится исходя из стоимости общественного труда, при соблюдении социальной справедливости.

Теория полезности. Классовый подход отвергает теория полезности. Она утверждает следующее: каждый человек покупает тот или иной товар не потому, что в нём заложена некая субстанция стоимости, а потому, что продукт ему нужен. Степень такой нужды определяется полезностью, которая является величиной психологической и сугубо индивидуальной. Например, для любителя футбола цена билета на матч в 1000 рублей может быть приемлемой, тогда как для лица, не являющегося болельщиком, этот билет вообще ничего не стоит (то есть не обладает полезностью).

Теория полезности в известной степени объясняет высокие и сверхвысокие гонорары атлетов в профессиональном спорте, так как болельщики готовы платить за зрелища, в которых участвуют их кумиры.

Но для российского профессионального спорта такое объяснение явно хромает, поскольку зрители на трибунах и у экранов телевизоров явно не окупают зарплат наших футболистов, баскетболистов, хоккеистов и представителей других видов спорта.

Теория статусов. Российский рынок труда в профессиональном спорте неплохо объясняет теория статусных развлечений. Её смысл заключается в том, что лица, занимающие высокие посты на госслужбе, в госкорпорациях, или же владеющие большими состояниями не довольствуются обычными люксовыми товарами – домами, автомобилями, яхтами и прочими предметами роскоши. Для внутреннего и внешнего подтверждения своего высокого статуса им требуются «эксклюзивные игрушки», доступные лишь немногим. Такими игрушками для губернаторов, глав госкорпораций, олигархов становятся спортивные клубы. Стремясь максимизировать количество побед своего спортклуба, статусные лица выделяют огромные средства (как личные, так и государственные) на покупку лучших атлетов. Этим обстоятельством объясняются гигантские зарплаты и бонусы спортсменов, выступающих за такие клубы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.