Календарь событий Воронежа. Декабрь

1 декабря 1899 г.  Пуск первой городской электростанции

Мемориальная доска на жилом здании, где раньше была электростанция

Мемориальная доска на жилом здании, где раньше была электростанция

В этот день, 1 декабря 1899 года, вступила в строй первая городская электростанция на Большой Богоявленской улице (ныне улица 25 Октября). Концессионером станции мощностью в 315 кВт выступила фирма «Сименс и Гальске». Вскоре в городе стало появляться уличное электрическое освещение. В 1902 и в 1906 годах были произведены работы по увеличению мощности станции, которая составила 825 кВт. В 1915 году электростанция от частных владельцев перешла в собственность города. В этом же году городское самоуправление приступило к постройке новой станции мощностью в 2000 кВт, на берегу реки Воронеж, так как старая была полностью загружена и в дальнейшем наращивание ее мощностей не представлялось возможным. См. Воронежская энергетика: исторический очерк.

1 декабря 1935 г. В селе Рамонь родилась Элеонора Беляева, бессменный ведущий телепередачи «Музыкальный киоск»

Элеонора Беляева (1935-2015)

В этот день, 1 декабря 1935 года, родилась Беляева Элеонора Валериановна, известная советская и российская телеведущая передачи «Музыкальный киоск» (с 1962 по 1993 гг.), музыкальный редактор, лауреат Всесоюзной премии Союза журналистов «Золотое перо» (1968), заслуженная артистка РСФСР (1982). Девичья фамилия Элеоноры Валериановны – Матвеева, родилась она в селе Рамонь Воронежской области. В 1943 году поступила в воронежскую Центральную музыкальную школу по классу фортепиано, которую в 1952 году окончила с отличием. Без экзаменов в 1951 году была зачислена в Воронежское музыкальное училище, которое окончила в 1956 году также с красным дипломом. Окончила Воронежскую центральную музыкальную школу по классу фортепиано (1952), вокальное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1961). В 1961–1994 гг. работала на Центральном телевидении. Её имя занесено в «Книгу рекордов планеты» (2002) как рекордсмена по самому продолжительному ведению телепрограммы «Музыкальный киоск»: с декабря 1962 г. по декабрь 1993 г. Участница различных музыкальных фестивалей, ведущая концертов из цикла «Новые звёзды России» и абонементов «Звёзды классического балета». Скончалась 20 апреля 2015 года в возрасте 79 лет

1 декабря 1943 г. Начало занятий в Воронежском суворовском училище

В январе 1943 года Воронеж был освобождён от немецко-фашистских войск. Город ещё лежал в руинах, а жизнь для юных суворовцев уже шла полным ходом – в училище на Левом берегу, где сейчас располагается Военно-воздушная академия им. Жуковского и Гагарина, к занятиям приступили будущие кадровые военные. Впоследствии Воронежское суворовское училище было упразднено. Произошло это в 1963 году. Впоследствии на базе этого учебного заведения стало развиваться ВАТУ – авиационно-техническое училище, ставшее позднее вузом. Академия создана на базе Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж), созданного 1 января 1950 г. в городе-герое Сталинграде и прошедшего становление от военного авиационно-технического училища ВВС до одного из лучших учебных заведений Министерства обороны РФ.

2 декабря 1919 г.  Освобождение А. Бучкури от уборки снега

В этот день, 2 декабря 1919 года, коллегия Губернского отдела народного образования (Губоно) постановила ходатайствовать об освобождении руководителя Воронежских государственных свободных мастерских – художника А.А. Бучкури от трудовой повинности по очистке снега. В те революционные годы было обычной практикой мобилизовать население на общественные работы. Следует отметить, что Александр Алексеевич Бучкури был на тот момент известным российским живописцем, о котором И.Е. Репин писал: «…он отличный художник, и я горжусь таким моим бывшим учеником». В 1942 году занявшие правый берег Воронежа фашисты расстреляли художника. Именем А. Бучкури названа улица в Воронеже. Источник: ГАВО, ф.1, д.57, л.4 и об.

2-4 декабря 1964 г.  Визит в Воронеж космонавта К. Феоктистова

«Феоктистов К.П. во время своего посещения Воронежа в залах краеведческого музея» (02.12.1964 г.)

В эти дни, со 2 по 4 декабря 1964 года, в Воронеже находился космонавт Константин Петрович Феоктистов, уроженец города. Он посетил среднюю школу №5 на улице Ленина, где учился в предвоенные годы, встретился с рабочими, служащими, студентами, выступил по воронежскому телевидению. Имя космонавта К.П. Феоктистова было присвоено одной из центральных улиц города, а также школе, в которой Феоктистов учился. См. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.224-225. Расстрел космонавта Феоктистова

3 декабря 1973 г.  Начало Кольцовско-Никитинских чтений

Здание библиотеки им. И.С. Никитина

Здание библиотеки им. И.С. Никитина

В этот день, 3 декабря 1973 года, в лекционном зале Воронежской областной библиотеки имени И.С. Никитина состоялись 1-е Никитинские чтения, посвящённые 150-летию со дня рождения поэта-воронежца Ивана Саввича Никитина. 2-е Никитинские чтения проходили там же, 23 мая 1974 года, 3-и – 17 сентября 1974 года. Впоследствии проводимые по инициативе воронежских краеведов Никитинские чтения было решено расширить и далее осуществлять как Кольцовско-Никитинские чтения. Таким образом, начиная с 1975 года дни литературы и искусства стали проводиться под эгидой как И.С. Никитина, так и А.В. Кольцова – также известного воронежского поэта, старшего современника Никитина. В настоящее время Кольцовско-Никитинские чтения проходят под патронажем городского управления культуры. См. Коммуна. 1974. 20 сентября.

4 декабря 1956 г.  Открытие кинотеатра «Заря»

Кинотеатр "Заря", переделанный в мебельный магазин

Кинотеатр «Заря», переделанный в мебельный магазин

В этот день, 4 декабря 1956 года, на Придаче в Воронеже был сдан в эксплуатацию новый кинотеатр «Заря» на 237 мест, построенный по инициативе и при активном участии трудящихся Сталинского района города (так до 1961 года назывался Левобережный район). Менее чем за месяц сеансы кино посетило свыше 18 тысяч зрителей. Следует также отметить и то обстоятельство, что кинотеатр «Заря» был построен в рекордно короткий срок – всего за восемь месяцев. В начале 1990-х годов интерес воронежцев к кинофильмам на большом экране упал, так как в этот период видеомагнитофоны стали интенсивно проникать в среду массового зрителя. Да и качественных фильмов российского производства в перестроечное время почти не стало. В связи с этим обстоятельством «Заря», как и ряд других кинотеатров города («Дружба», «Луч», «Родина», «Первомайский») был продан в частные руки и переоборудован под мебельный магазин (см. фото). В настоящее время помещение бывшего кинотеатра вновь выставлено на продажу. См. Коммуна. 1956. 5 и 30 декабря.

5 декабря 1988 г.  Благотворительный спектакль ТЮЗа

Здание Воронежского ТЮЗа

Здание Воронежского ТЮЗа

В этот день, 5 декабря 1988 года, на сцене Воронежского театра юного зрителя (ТЮЗа) прошёл спектакль «Шарманка» по пьесе А. Платонова. Сбор от него перечислен на сооружение мемориала жертвам сталинских репрессий. Тогда, во времена горбачёвской перестройки и гласности, активизировались общественные движения по развенчанию культа личности И. Сталина, его роли в подавлении инакомыслия и использовании репрессивного аппарата. Одним из таких мероприятий стал спектакль ТЮЗа, коллектив которого хотел внести свой вклад в восстановлении памяти по безвинно погибшим. Мемориала в Воронеже сделать до настоящего времени так и не удалось. Зато в 2013 году жители хутора Артамоновка Воронежской области на собственные и собранные где только можно деньги поставили бюст вождю народов. Такой плюрализм мнений. См. Молодой коммунар. 1988. 13 декабря.

6 декабря 1978 г. На воронежском заводе «Электросигнал» собран первый цветной телевизор «Рекорд-ВЦ-310»

6 декабря 1978 года на воронежском заводе «Электросигнал» были собраны первые цветные телевизоры «Рекорд-ВЦ-310». Это была очень весомая инновация для советских телезрителей, которые желали смотреть новостные, спортивные и развлекательные программы в цвете. Новое цветное телевидение отлично демонстрировало достижения отечественной науки, позволяло наглядно улучшать качество жизни.

Областная газета «Коммуна» писала по этому поводу: «Сложная задача была поставлена перед электросигнальцами – не уменьшая выпуска чёрно-белых, освоить производство цветных аппаратов. Ещё в сентябре некоторые цехи приступили к изготовлению новой продукции. 21 сентября в цехе пластмассовых изделий вышла «молния», сообщавшая о выпуске первой детали, 22 сентября в штамповочном была изготовлена вторая… Но только в начале ноября все детали поступили в узловые цехи для сборки плат, узлов. Большую работу провели участки мастеров Т.С. Капцураж и Н.А. Коняевой из цеха №47. Именно этим коллективам было доверено право провести ответственную работу. Отлично справились с ней Л.Т. Кульнева, Н.И. Жемчужникова и многие другие. Параллельно с этим вели работу по сборке блока питания в цехе №35 на участке мастера С.Ф. Трубникова, а коллектив мастера Н.Т. Вишневецкой собирал блок управления, плату кинескопа, модуль управления и синхронизации, развёртки. Вспомогательные службы и цехи завода готовили и оснащали участок, где предстояло вести окончательную сборку и регулировку цветного телевизора. И вот все заботы позади. Хозяевами нового участка стали монтажники и регулировщики. Они ведут сборку первых цветных телевизоров. Первый из них – «Рекорд-ВЦ-310» — уже собран».

Следует отметить, что выпускаемый воронежским заводом «Электросигнал» цветной телевизор «Рекорд-ВЦ-310» оставался одной из лучших моделей среди отечественных телеприёмников — он был гораздо более лёгкий, чем его ламповые собратья, реже ломался и давал хорошую цветопередачу с яркой и насыщенной палитрой. См.: Меркулов П. Цветной «Рекорд» засветился // Коммуна. 1978. 6 дек.

7 декабря 1985 г. Торжественное открытие движения по новому Северному мосту

Северный мост. Воронеж.

В этот день, 7 декабря 1985 года, после торжественного митинга, посвящённого завершению строительства Северного моста, по новому сооружению было открыто движение транспорта. Современный двухуровневый мост соединил правый и левый берег Воронежского водохранилища, в значительной степени разгрузив Чернавский и Вогрэссовский мосты, сократил время в пути для грузов и пассажиров. Главной инновацией Северного моста было то, что движение трамваев выносилось на верхний уровень. Таким образом, электротранспорт не мешал движению легковых и грузовых автомобилей, а трамваи беспрепятственно двигались на полной скорости по верхней эстакаде.

9 декабря 1978 г.  Открытие в кинотеатре «Пролетарий» зала стереокино

Кинотеатр «Пролетарий!. Воронеж. 1970-е гг.

В этот день, 9 декабря 1978 года, в главном воронежском кинотеатре «Пролетарий» впервые был открыт зал «Стереокино». Здесь зрители с помощью специально выдаваемых очков могли увидеть объёмные изображения.

Работа над созданием новой отечественной системы показа стереоскопических фильмов началась, как сообщала газета «Коммуна», более 11 лет назад в лаборатории научно-исследовательского кино-фотоинститута Госкино СССР. В 1976 году в Москве на международном конгрессе по кинотехнике, проводившемся под эгидой ООН, советской системе «Стерео-70» был присуждён приз за лучшее качество объёмного изображения. Решение международного конгресса было подтверждено на кинофоруме «Интеркамера-77» в Чехословакии, где также была дана самая высокая оценка разработанному в Советском Союзе методу.

Отечественные стереоскопические фильмы снимались на 70-миллеметровой плёнке. Отсюда и название «Стерео-70». Специально сконструированная кинокамера с двумя объективами позволяла одновременно на одну плёнку снимать два фильма, кадры которых расположены рядом и различаются весьма незначительно.

Во время демонстрации фильма, как и во время съёмки, используется не один объектив, а два. Таким образом, и на экране соседствуют два изображения, адресованные правому и левому глазу зрителя. Перед началом сеанса зрителям выдавались специальные очки с фильтрами, позволяющие воспринимать каждым глазом только одно, предназначенное для него изображение: правый глаз видел своё, а левый — своё.

Данная инновация вызвала большой общественный интерес, тем более, что цена билета была почти такой же, что и на обычные сеансы в большом зале кинотеатра и не превышала 1 рубля. На премьерном показе демонстрировался цветной стереоскопический художественный фильм «Таинственный монах». Воронеж стал седьмым городом в стране, где начал работать зал стереоскопических фильмов. Следует отметить, что после активного всплеска интереса к стереофильмам, внимание к ним со стороны зрителей, а также создателей художественного и анимационного кино, в значительной степени поугасло. Причинами этого негативного эффекта стало отсутствие многообразия стереофильмов (одна и та же картина демонстрировалась на большом экране месяцами), порчей очков и воровство последних зрителями (которые уносили очки в качестве сувениров на память), необходимостью содержать дополнительные смотрителей в зале.

10 декабря 1959 г.  Принятие решения о строительстве спорткомплекса «Юбилейный»

Ледовый Дворец спорта «Юбилейный»

В этот день, 10 декабря 1959 года, исполнительный комитет Воронежского горсовета принял решение о сооружении на территории бывшего Чугуновского кладбища спортивного комплекса с искусственным крытым катком на 3000 мест, плавательным бассейном и другими вспомогательными спортивными сооружениями. Напомним, что открытие данного спортивного комплекса, получившего название «Юбилейный» (так он как вводился в строй в год 400-летия образования Воронежа), произошло в самом начале 1986 года. Таким образом, от принятия решения до пуска объекта прошло ровно четверть века. Теперь о том, что здесь раньше было кладбище, напоминает лишь полуразрушенная стела с укреплённой на ней мемориальной доской, да небольшая церковь, в которой в старом Воронеже отпевали усопших. Каким образом строители распорядились с прахом захороненных на Чугуновском кладбище людей, у нас сведений нет. Однако с уверенностью можно сказать, что ещё в 1980-годы на заброшенном кладбище легко можно было найти черепа, кости и повреждённые могильные плиты, которые потом застройщики вывозили за город как строительный мусор. См. Коммуна. 1967. 12 января.

11 декабря 1920 г. Гибель Н.Е. Алексеевского и Ф.М. Мордовцева, именами которых названы улицы Воронежа

Парк "Орлёнок", расположившийся на территории кадетского плаца, ставшего после революции 1917 года площадью III Интернационала

Парк «Орлёнок», расположившийся на территории кадетского плаца, ставшего после революции 1917 года площадью III Интернационала

11 декабря 1920 года, при проведении силовой операции по разгрому банды Колесникова на юге Воронежской губернии, погибли шесть сотрудников губвоенкомата и чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. В числе павших были председатель Воронежского губчека Н.Е. Алексеевский и губернский военный комиссар Ф.М. Мордовцев. Торжественные похороны погибших состоялись 15 декабря на площади III Интернационала (теперь на этом месте разбит парк «Орлёнок»). В память о погибших борцах за дело революции воронежские власти приняли решение назвать именами Алексеевского и Мордовцева улицы города. Переулок Мордовцева и улица Алексеевского находятся в непосредственной близости друг от друга недалеко от берега водохранилища.

11 декабря 1967 г.  Подписание соглашения о сотрудничестве между Воронежем и Южно-Моравской областью

Улица Южно-Моравская. Воронеж. Начало 1970-х гг.

Улица Южно-Моравская. Воронеж. Начало 1970-х гг.

В этот день, 11 декабря 1967 года, во время визита делегации Южно-Моравской области Чехословацкой советской социалистической республики в Воронеж, было подписано официальное соглашение о дружбе между городом Воронежем и городом Брно. Следует отметить, что в тот период соглашения о сотрудничестве городов СССР и социалистических стран были довольно распространены. Практически все большие и малые города имели своих побратимов в Восточной Европе. Благодаря сотрудничеству городов-побратимов Воронежа и Брно в столице Черноземья появилась улица Южно-Моравская, расположенная в Советском районе, а также известный всем воронежцам магазин «Морава» по улице Домостроителей. Известность магазину «Морава» принесли огромные очереди, которые ежедневно выстраивались здесь за дефицитным товаром – женскими зимними сапогами, обувью, костюмами, хрусталём и прочими изделиями. См. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.227.

13 декабря 1930 г.  Родился Николай Рыбников

В этот день, 13 декабря 1930 года, в городе Борисоглебске Воронежской области родился Николай Рыбников (1930-1990) – популярнейший актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Будущий знаменитый артист вырос в Сталинграде, где закончил железнодорожную школу. Позже Рыбников стал актёром вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. Учился в Сталинградском медицинском институте. В 1948 году Николай поехал в Москву учиться на артиста и поступил в институт кинематографии (ВГИК), который окончил в 1953 году. Всесоюзная слава пришла к актёру после выхода на экраны художественного фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Любимыми фильмами зрителей стали также «Высота», «Девчата», «Война и мир», «Хоккеисты» и другие. В конце 1970-х и 1980-х годах Н.Рыбникова стали приглашать сниматься всё реже. Невостребованность тяжело переживалась актёром. Умер Николай Николаевич 22 октября 1990 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

14 декабря 1963 г.  Концерт в Воронеже Дмитрия Кабалевского

В этот день, 14 декабря 1963 года, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, композитор, дирижёр и пианист Дмитрий Борисович Кабалевский провёл в Воронеже авторский концерт. Для любителей классической и фортепьянной музыки, а также молодёжи и юношества это было настоящим событием, так как Дмитрий Кабалевский был виртуозом в разных жанрах советской музыкальной тематики. В концерте также принял участие симфонический оркестр филармонии. См. Коммуна. 1963. 11 и 19 декабря.

16 декабря 2000 г.  Открытие на Левом берегу Центра военно-патриотического воспитания «Музей Диорама»

Центр военно-патриотического воспитания "Музей Диорама". Воронеж

Центр военно-патриотического воспитания «Музей Диорама». Воронеж

В этот день, 16 декабря 2000 года, в Левобережном районе Воронежа, был открыт Центр военно-патриотического воспитания «Музей Диорама». Ранее на этом месте в Парке Патриотов находился 6-метровый памятник Защитникам Воронежа, который изображал человека, ломавшего свастику. Указанный монумент был торжественно открыт 4 ноября 1969 года. Эта первая большая работа молодого скульптора В.К. Мельниченко не понравилась ветеранам войны и воронежцам. В конце 1980-х годов Совет ветеранов Великой Отечественной войны обратился к властям города с инициативой строительства на месте монумента музея-диорамы «Освобождение Воронежа». Эта идея была городскими властями одобрена и в 1989 году бронзового Борца демонтировали. Каркас конструкции и листовой материал отвезли на территорию Авиазавода, поскольку заводская площадка со взлётной полосой находилась совсем рядом – практически через дорогу по улице Ленинградской. Компоненты памятника пролежали на отведённом им месте пару лет до начала лихих 1990-х, пока похитители цветных металлов не стали потихоньку делать своё чёрное дело. К середине 1990-х годов от частей памятника не осталось ничего.

Так выглядел в советское время памятник Защитникам Воронежа. 1980-е гг.

Так выглядел в советское время памятник Защитникам Воронежа. 1980-е гг.

См. Парк Патриотов и памятник Защитникам Воронежа

17 декабря 2012 г. Воронеж стал 15-тым в России городом-миллионником

На эту дату город Воронеж официально стал 15-ым городом-миллионником России. Произошло это не вследствие постепенного увеличения численности постоянного населения и роста рождаемости, а в результате изменения административного деления и системы подсчёта воронежцев. После включения ряда пригородных районов в состав городских территорий общее население превысило планку в 1 миллион жителей. Воронеж стал мегаполисом.

18 декабря 1974 г.  Присуждение Госпремий театрального искусства воронежским мастерам

В этот день, 18 декабря 1974 года, Совет Министров РСФСР постановил присудить Государственную премию 1974 года в области театрального искусства – премию имени К. Станиславского – автору пьесы Э.И. Пашневу, автору пьесы и режиссёру Г.Б. Дроздову, художнику Н.И. Гапоновой, композитору Г.Т. Ставонину, актёрам Ю.В. Кочергову, Р.А. Мануковской, В.А. Седову – за спектакль «Хроника одного дня» в Воронежском областном драматическом театре имени А.В. Кольцова. См. Собрание постановлений правительства РСФСР. 1975.

20 декабря 1867 г.  Первый воронежский поезд

Острогожские железнодорожные мастерские ЮВЖД. 1917 г. Фото Архивной службы Воронежской области

Железнодорожные мастерские ЮВЖД. Отрожка. 1917 г. Фото Архивной службы Воронежской области

В настоящее время невозможно представить себе город Воронеж без железнодорожного сообщения. Десятки пассажирских и грузовых поездов проходят ежедневно через главные вокзалы и узловые станции столицы Черноземья. Но так было не всегда. Когда-то, чуть более полутора века назад, прибытие в Воронеж первого поезда стало грандиозным событием, посмотреть на которое пожелали многие местные жители. Именно в этот день, 20 декабря 1867 года, в Воронеж прибыл первый «пробный поезд», прошедший по только что возведённым рельсовым путям. Воронежские власти и местное купечество настойчиво добивалось прокладки железнодорожной линии до Воронежа, поскольку осознавало важность нового вида транспорта для пассажироперевозок, промышленности и торговли.  Появление первых железных дорог в первой половине XIX в., соединяющих Москву с Царским селом и Москву с Санкт-Петербургом, показало явное преимущество этого вида сообщения перед другими транспортными средствами. Средняя скорость перевозки грузов по железной дороге превзошла скорость движения по гужевым дорогам в 6-10 раз. Пассажирские вагоны стали передвигаться в 4 раза быстрее, чем повозки по почтовым трактам. Стоимость пассажирских перевозок снизилась в среднем на 37%, перевозки грузов – в 2-3 раза.  Прибытие «пробного поезда» было встречено воронежцами как большой праздник – тысячи жителей и гостей города пришли к линии железной дороги, чтобы своими глазами увидеть одно из замечательных технических достижений XIX века. Следует отметить, что прибытие первого поезда в Воронеж по новому стилю приходится на 1 января следующего, 1868 года. Разница между юлианским и григорианским календарями составляла тогда 12 дней. См. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.103.

20-26 декабря 1960 г.  Смотр народных театров Воронежской области

ДК им. Ленина. Воронеж

В эти дни, с 20 по 26 декабря 1960 года, в клубах и Дворцах культуры Воронежа проводился смотр-семинар народных театров Воронежской области. В смотре приняли участие непрофессиональные театральные коллективы Бутурлиновского, Рамонского, Никольского и Острогожского районов. Центр Черноземья представляли народные театры Воронежского Дома офицеров и Левобережного района. Следует отметить, что в советский период народным театрам и самодеятельным творческим коллективам придавалось большое значение. Партийное руководство областей и районов весьма одобрительно смотрело на инициативы организаторов театральных студий, кружков, школьных, рабочих, заводских, сельских и вузовских театров. Увлечение театральным искусством разнообразило жизнь советских людей, делало её более интересной, творчески насыщенной, интеллектуальной. В орбиту непрофессионального театра вовлекались не только самодеятельные актёры, но и сценаристы, писатели, поэты, художники, композиторы. Из недр сельских и школьных театров вышло немало известных актёров, декораторов, музыкальных исполнителей, литераторов и кинокритиков. См. Коммуна: 1960. 20, 23, 24, 27 декабря.

21-23 декабря 1960 г.  Выставка воронежской книги

В книжном магазине открытого формата.

В эти дни, с 21 по 23 декабря 1960 года, в столице Черноземья проходила выставка воронежской книги. Вниманию посетителей было представлено более 300 книг, брошюр и плакатов, выпущенных областным книгоиздательством в 1959-1960 годах. 23 декабря проводилось обсуждение выставленных книг с участием читателей и книголюбов. В результате обмена мнений было отобрано 30 лучших книг на 1-ю Всероссийскую выставку книг в Москве. Послевоенная литературная жизнь была весьма активной. Многие фронтовики стали писателями-романистами и мемуаристами. Пробивали себе дорогу и молодые авторы – поэты, прозаики, учёные. См. Коммуна. 1960. 21 и 29 декабря.

22 декабря 1922 г.  Введение платы за обучение в воронежских школах

В этот день, 22 декабря 1922 года, губернский отдел народного образования (Губоно) направил в редакцию газеты «Воронежская коммуна» для опубликования обязательное постановление губисполкома о введении платы за обучение в школах I и II ступеней, а также в семилетках в городах и посёлках Воронежской губернии. Фактически плата была введена в феврале 1923 года. Таким образом, советская власть де-факто вынуждена была вводить рыночные принципы в систему просвещения. Было очевидно, что данная мера противоречит условиям равного доступа к образованию детей из семей с разным достатком. Однако коммунистическое руководство вынуждено было вводить платное образование, так как в противном случае школы и прочие учебные заведения просто закрывались. См. ГАВО, ф.1, оп.1, д.822, л.186; д.5, л.145.

22 декабря 1952 г. Воронежский концерт композитора И. Дунаевского

В этот день, 22 декабря 1952 года, в Воронеже состоялся авторский концерт выдающегося композитора-песенника, дирижёра и музыкального педагога, народного артиста РСФСР Исаака Осиповича Дунаевского. Любители музыки знают и любят музыку Дунаевского к спектаклям и фильмам, его нестареющие песни «Марш весёлых ребят» (из фильма «Весёлые ребята»), «Моя Москва», «Песня о Каховке» и многие другие. Под управлением композитора симфонический оркестр Воронежской областной филармонии наряду с его широко известными песнями впервые исполнил песни «Московские огни» и «Вечер вальса». См. Коммуна. 1952. 10 и 24 декабря.

24 декабря 1926 — 8 января 1927 г.  Проведение в Воронежской губернии «Двухнедельника безбожника»

В эти дни, с 24 декабря 1926 по 8 января 1927 года, в Воронежской губернии проводился «Двухнедельник безбожника». Смысл проведения «Двухнедельника» заключался в активизации атеистической работы среди населения, распространении листовок и плакатов обличительного и антирелигиозного содержания, разоблачении служителей культа как пособников царизма и контрреволюционных сил. Следует отметить, что с декабря 1922 года в стране стала издаваться газета «Безбожник», которая являлась печатным органом специально созданной организации – «Союза воинствующих безбожников». Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» и «Безбожник у станка». Свои пропагандистские идеи коммунисты Воронежа решили подкрепить целым рядом практических мер – таких, как радиолекции, театральные постановки, выпуском разоблачающей православие литературой и даже созданием антирелигиозного музея в центральной части столицы Черноземья. Осуществлялись и такие публичные акции, как вскрытие мощей святого Митрофания (где присутствовало в 1930 г. 25 тыс. воронежцев) и Тихона Задонского — о чём писала газета «Коммуна» от 7 января 1930 г. См. также  «Похороны богов»: вскрытие мощей святого Митрофания

26 декабря 1958 г.  Начало работы в Воронеже нового телецентра

Здание Воронежского телецентра

В этот день, 26 декабря 1958 года, в Воронеже вступил в строй новый мощный телевизионный центр с двумя студиями для телепередач, с высокой телевизионной мачтой. Правда, эту знаменательную дату нельзя считать временем рождения Воронежского телевидения, которое появилось на четыре года раньше. Тогда, в 1954 году, на перекрестке Московского проспекта и проспекта Труда появляется 50-метровая металлическая телебашня, с которой проводилась ретрансляция передач центрального телевидения. Инициаторами и подлинными зачинателями местного TV стали энтузиасты завода «Электросигнал», ведомые И.Г. Квасовым. Начиная с 1967 года Воронежское TV участвовало в программах Центрального телевидения, а несколько позднее — в сетке вещания Интервидения. Этот факт свидетельствует о высоком профессионализме и уровне передач Воронежского телевидения конца 1960-х и начала 1970-х годов. См. также:  Воронежское телевидение: у истоков местного TV-бизнеса

27 декабря 1930 г.  Принятие решения об издании журнала «Подъём»

В этот день, 27 декабря 1930 года, бюро Центрально-Чернозёмного обкома ВКП(б) приняло решение: «Разрешить организацию ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического журнала АПП ЦЧО. Областному отделу народного образования и издательству «Коммуна» обеспечить журнал средствами». Указанное решение стало де-юре датой рождения журнала. В январе 1931 года редакция в составе двух человек начала свою работу. Первым редактором журнала «Подъём» стал Максим Подобедов. С 1957 года журнал приобретает статус общесоюзного издания. Следует отметить, что в бурные годы горбачёвской перестройки и последовавшей за ней болезненной фазой перехода к рынку многие издания теряли читателя и прекращали своё существование. Журнал «Подъём» выстоял, прошёл через непростые годы, и издаётся в настоящее время. См. Собеседник. 1973. С.242.

29 декабря 1781 г.  О гербе города Воронежа

В этот день, 29 декабря 1781 года,  были получены сенатский указ, описание и рисунок нового герба города: «Щит разделен надвое, в верхней части оного – в золотом поле двуглавый черный орел, а в нижней части – в красном поле опрокинутый на косогоре сосуд, из которого истекает река Воронеж». Этот герб не был, однако, первым городским гербом. Прежде иногда употреблялся другой герб, изображавший сидящую на пушке ворону. Он встречался, в частности, в ряде архивных документов, на оттисках старых печатей воронежского губернского правления. 24 марта 1969 года воронежские депутаты приняли другой герб города (см. фото)., подготовленный художником В.П. Диденко.

31 декабря 1944 г.  Восстановление работы Воронежского драмтеатра

В этот день, 31 декабря 1944 года, Воронежский областной театр драмы постановкой спектакля по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» возобновил работу в освобождённом от фашистов городе. Перед спектаклем состоялась официальная церемония открытия театра во вновь отстроенном здании, которое было сильно повреждено бомбёжками и обстрелами в 1942 году. Несмотря на то, что почти весь Воронеж лежал в руинах (по официальным данным, было полностью разрушено или сильно повреждено 93% зданий), одним из первых было решено восстанавливать именно драматический театр. Это было вызвано тем, что людям следовало вернуть уверенность в завтрашнем дне, в том, что страна и город активно восстанавливаются, а жизнь возвращается в мирное, созидательное русло. См. Данилов Н. 150 лет Воронежского государственного драматического театра. С.30; Анчиполовский З. Воронежские сезоны. С.111,112.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.