Антирелигиозные школы и музеи в ЦЧО

Борьбу за умы и духовность трудящихся масс большевики считали своей приоритетной задачей. Новая коммунистическая идеология, коллективизм, интернационализм, революционное сознание должны были стать стержнем культуры и идеологии советского общества. Однако заполнение духовного пространства граждан вновь зарождающегося пролетарского государства не могло идти гладко, так как значительное место в нём занимала религия со своими ценностями, традициями, обрядами, символами. Таким образом, священнослужители и Русская православная церковь стали одним из серьёзных препятствий в строительстве первого в мире социалистического государства как носители чуждых ценностей и морали. Отсюда и следовала особая жёсткость и жестокость коммунистического руководства по отношению к церкви и религии, так как явного врага можно было разгромить с помощью армии и чекистов, а вот духовные устои вытравить оказалось значительно более сложным занятием.

Но большевики не опускали руки. Всю мощь агитационной и пропагандистской машины они в 1920-х и 1930-х годах направили против церкви и религии. Были создания особые общественные организации по типу «Союза воинствующих безбожников», налажен выпуск антиклерикальных периодических изданий, словарей и книг, сформирована особая система образования, направленная на разрушение церковного мировоззрения.

Не оставалось в стороне от этой кипучей деятельности и руководство вновь созданной в 1928 году Центрально-Чернозёмной области. 20 сентября 1929 года агитационно-пропагандистский отдел Центрально-Чернозёмного обкома ВКП(б) предложил окружным советам «Союза воинствующих безбожников» организовать в окружных центрах и крупных населённых пунктах области школы малограмотных с антирелигиозным уклоном. Предполагалось, что малограмотным людям будет проще втолковывать новые принципы социалистического бытия.

Одновременно по области проводилась кампания по переименованию улиц и населённых пунктов, где значились в той или иной форме религиозные и «дореволюционные» названия. Но иногда, в разгар антирелигиозной кампании, менялись даже недавно присвоенные, коммунистические наименования. Так, один из посёлков в Павловском районе (ныне им. Жданова), в 1918 году получил название Коллектив, затем сменил его на Коммуна (по созданной в нём коммуне), а в 1920-е годы получил третье название — Безбожник.

Апогеем антирелигиозной пропаганды стало открытие в Воронеже в 1933 году Антирелигиозного музея, который разместился не где-нибудь, а в помещении центрального храма города – Покровской церкви. В тридцатые годы, как отмечают историки, музей пользовался большой популярностью у жителей и гостей Воронежа, так как идеологическая пропаганда против церкви шла полным ходом.

Существование музея как самостоятельного культурно-просветительного учреждения оказалось недолгим. В суровое время Великой Отечественной войны он был объединён с областным краеведческим музеем и после войны уже не возродился вновь.

 

Открытие в Покровской церкви Воронежа антирелигиозного музея

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.