Обычно крупные корпорации спонсируют профессиональные лиги и спортклубы для улучшения имиджа компании, позитивного восприятия зонтичных брэндов, лучшей узнаваемости продукта. Считается, что при прочих равных условиях (цене, качестве, долговечности, дизайне, престижности) потребитель сделает выбор в пользу того товара или услуги, которую продаёт компания-спонсор.
Здесь следует оговориться: спонсорство эффективно только для тех компаний, которые работают на конкурентных рынках с множеством потребителей, имеющих возможность выбирать между многими предложениями. Например, коммерческий банк ВТБ работает именно на таких рынках, где конкурирует множество игроков, предлагающих различные финансовые продукты в виде кредитов, депозитов, купли-продажи валют, дебетовых и кредитных карт. Спонсорство помогает банку ВТБ привлекать дополнительных клиентов, удерживая при этом старых. Хотя, безусловно, есть мнение, что на клиентов и акционеров спонсорство может оказывать и негативное влияние, поскольку иногда оно расценивается как расточительство.
Что же касается спонсорства Газпрома, то он спонсирует не только питерский «Зенит», но и белградскую «Црвена звезда» (Сербия), а также немецкий «Шальке-04» из Гельзенкирхена. Помимо этого, ПАО Газпром является партнёром футбольной Лиги чемпионов и Чемпионата мира по футболу.
Необходимость спонсорства Совет директоров Газпрома объясняет так: «Статус официального партнёра двух самых знаменитых международных футбольных турниров позволяет повысить узнаваемость бренда «Газпрома» и укрепить его репутацию как глобальной энергетической компании, реализующей проекты мирового масштаба».
На мой взгляд, спонсорство со стороны Газпрома – это выброшенные деньги, поскольку компания не является розничным продавцом. Если бы Газпром продавал модную одежду, смартфоны или банковские продукты, тогда бы спонсорство имело смысл. После присоединения Крыма обиженные неизвестно чем немцы из «Шальке-04» заявляли, что откажутся от денег Газпрома, но по каким-то неведомым причинам не стали делать этого.
Думается, что спонсорство лишь тешит самолюбие топ-менеджеров Газпрома, на деле принося компании серьёзные убытки. Но поскольку главный акционер Газпрома – государство, оно позволяет тратить свои деньги и средства акционеров таким варварским образом. Недаром текущие котировки Газпрома составляют всего лишь 133 рубля за акцию, то есть ниже, чем пять и даже 10 лет назад, когда они стоили от 170 до 200 рублей.