Акционерная форма собственности представляет собой принципиально иную форму организации бизнеса по сравнению с ранее рассмотренными. Это новое качество приобретается акционерным обществом за счёт появления у него нового инструмента привлечения внешних капиталов из всех возможных источников финансирования – посредством акций, эмитируемых акционерным обществом. Акционерная форма собственности возникла из потребностей экономической жизни общества и имеет довольно длительную историю, хотя она в целом и короче истории хозяйственных товариществ.
Первые акционерные компании стали появляться в Европе в начале XVII века, когда для реализации крупных торгово-промышленных проектов потребовались значительные денежные ресурсы, мобилизовать которые можно было только путём объединения средств многих людей и предприятий. Финансовых средств полных и коммандитных товариществ здесь было уже недостаточно. Новая форма объединения капиталов для достижения какой-либо коммерческой цели получила название корпоративной (от лат. corporatio – объединение) или акционерной. Первым акционерным обществом стала Ост-Индская торговая компания, образованная в 1602 г. для торговли со странами Юго-Восточной Азии (речь идёт о нидерландской торговой компании, которая существовала в 1602-1798 гг. Существовала также в 1600-1858 гг. английская Ост-Индская компания).
Необходимость создания акционерной компании, а не какой-либо иной формы предприятия была вызвана тем обстоятельством, что экспедиция такого рода была очень дорогостоящим и рискованным предприятием; если бы в неё вложили деньги один-два очень богатых человека, а экспедиция оказалась бы неудачной, они стали бы банкротами. Желая ограничить коммерческие риски размерами сделанного вклада, купцы и предприниматели-промышленники объединили свои капиталы в единый фонд, который поделили на равные доли – акции (от голл. Aktie – пай, доля), которые можно было перепродавать всем желающим. Вместе с акцией к покупателю переходило право на участие в управлении акционерным обществом и право на получение дивиденда. Так было положено начало акционерному делу в Европе.
В российской хозяйственной практике акционерные компании стали появляться значительно позднее европейских: устав первой из них – Российско-Американской акционерной компании был утвержден только в 1799 году. Однако уже к концу XIX – началу ХХ века акционерное предпринимательство получило в нашей стране значительное развитие.
В современной мировой экономике акционерные общества – наиболее приемлемая организационно-правовая форма для средних и крупных предприятий. Различают непубличные акционерные общества – в РФ они ранее именовались ЗАО (частные корпорации) и публичные акционерные общества – ПАО (до 2015 года они назывались ОАО). Рассмотрим каждую из отмеченных форм, а также укажем их достоинства и недостатки.
Непубличное (закрытое) акционерное общество
Данная форма организации бизнеса сходна с принципами организации общества с ограниченной ответственностью. Основное различие состоит в том, что при формировании уставного капитала общества с ограниченной ответственностью эмиссии акций не предусматривается. В случае образования акционерного общества уставный фонд разбит на определенное количество долей равного номинала – акций. Если говорят о непубличном (закрытом) акционерном обществе, то подразумевается, что акции ЗАО не поступают в свободную продажу и реализуются третьим лицам лишь с согласия акционеров данного общества.
Какие же преимущества создает для учредителей непубличной акционерной компании наличие акций? Отвечая на этот вопрос, следует в первую очередь упомянуть ликвидность. Если в обществе с ограниченной ответственностью учредители внесли паи, не разделённые на доли, то это означает, что при выходе из общества какого-либо его участника могут возникнуть проблемы в части компенсации его вклада. Причём трудности могут быть двоякого характера: во-первых, в текущей денежной оценке вклада, и, во-вторых, в части его изъятия из общего капитала и выкупа другими участниками общества. Подчас возникающие разногласия между участниками общества бывают настолько значительными, что их не удается урегулировать и общество ликвидируется.
В случае АО реализовать имущество компании значительно проще посредством титулов собственности – акций. Их легче продать или выкупить (то есть их ликвидность выше) другим участникам общества или же сторонним лицам. Кроме того, легче решается теперь вопрос и в части управления обществом, так как заранее известно, что одна простая акция имеет один голос на общем собрании акционеров. При этом обеспечивается закрытость управления АО, когда к управлению не допускаются сторонние лица.
В закрытом (непубличном) акционерном обществе за счёт продажи акций работникам предприятия можно решить и ещё одну важную проблему –совмещения функций собственника и наёмного рабочего (а значит и проблему мотивации труда). Эту сторону трудовых отношений всесторонне анализировали в своих трудах многие выдающиеся экономисты, – прежде всего Д. Рикардо и К. Маркс. Маркс, в частности, полагал, что интересы предпринимателя (собственника бизнеса) всегда находятся в непримиримом (антагонистическом) противоречии с интересами наёмного работника, – чем больше прибыли предприниматель присваивает себе, тем меньше денег в виде заработной платы получает наёмный работник. Разрешать возникающее противоречие интересов Маркс предлагал кардинальным способом – путём ликвидации частной собственности на средства производства и установлением нового социально-экономического строя с централизованным планированием и распределением.
Однако экономическая практика многих стран показала, что всё-таки более близок к истине был Давид Рикардо, который не считал возникающие противоречия между предпринимателем и наемными работниками непримиримыми. Гармонизировать данную коллизию можно при помощи акционирования предприятия. Если акции ЗАО принадлежат работникам данного предприятия, то они получают дивиденды по акциям в качестве дополнительного дохода к заработной плате. Это обстоятельство положительно сказывается на мотивации работников этого предприятия к производительному труду, то есть осуществляется принцип, когда работники компании являются ее совладельцами. Такой вариант функционирования акционерных обществ в некоторых развитых странах получил широкое распространение под названием ESOP – Employee Stock Ownership Plans – «рабочая акционерная собственность». В российской практике принято иное название – народные предприятия.
Ещё одно преимущество закрытого (непубличного) акционерного общества – это невозможность для конкурентов тайно скупить достаточно крупный пакет акций предприятия и поставить его тем самым в подчиненное положение. Так как акции ЗАО продаются лишь с разрешения общего собрания акционеров и не имеют свободного хождения, отмеченный вариант тайного поглощения практически исключается.
Тем не менее, существуют и некоторые трудности, вызванные «закрытостью» общества. В частности, если акции не обращаются свободно на рынке и с ними не заключаются сделки купли-продажи, то неизвестной остается их рыночная цена. Отсюда возникают сложности при выкупе акций у акционеров ЗАО, когда каждая сторона настаивает на своей цене; рыночная же цена акций может быть весьма отличной от номинала.
Ещё одним недостатком «закрытости» АО являются затруднения, связанные с привлечением финансовых ресурсов посредством акций. Так как существуют ограничения на куплю-продажу акций закрытого акционерного общества, то инвесторы приобретают их значительно реже, нежели акции публичных корпораций; они не котируются на биржевом рынке, вследствие чего их ликвидность невелика. Это обстоятельство мешает массовости операций по привлечению денежных средств со стороны. Таким образом, можно констатировать, что возможности непубличных АО по мобилизации средств со стороны остаются ограниченными. В значительной степени от указанных недостатков свободна публичная корпорация.
См. также: Публичное (открытое) акционерное общество