На заре человеческой цивилизации экономика зарождалась как эмпирическая, опытная наука. Пытаясь обрести богатства и благосостояние, отдельные люди и целые народы непрестанно экспериментировали, соперничая в жесткой, подчас кровавой борьбе за ограниченные хозяйственные ресурсы.
Конечно, это не были привычные нам контролируемые эксперименты, проводимые в соответствии с выверенными методиками и научными принципами. Это были жизненные опыты, выявлявшие наиболее успешные формы хозяйствования, которые впоследствии распространялись по всей ойкумене, воспринимаясь различными культурами и народами.
Одним из наиболее древних способов обретения богатств стали силовые меры воздействия на соседние племена и народы. Войны, грабежи, пленения побежденных и обращение их в рабство – этот путь получил повсеместное распространение как наиболее понятный и по тем временам приемлемый.
Характерной особенностью силовых способов обретения богатств является противоречие цели и метода – экономическая цель достигается неэкономическими средствами – насилием, кровопролитием, разрушением благосостояния других людей. Но, даже оставив в стороне этическую и гуманистическую проблематику разбоя, набегов и войн за чужие хозяйственные блага, мы можем увидеть и другие серьезные дефекты данного метода, которые всегда являлись его обратной стороной. Речь идет о быстром расходовании неправедно нажитого богатства, риски возмездия со стороны пострадавших, восстания плененных рабов.
Необходимо также подчеркнуть, что войны и содержание многочисленных армий – весьма затратное дело, которое требует постоянной материальной и финансовой подпитки. И если в стране нет собственной экономической базы, способной обеспечить хотя бы простое воспроизводство, на одних войнах и грабежах стабильное существование и экономическое процветание реализовать никому не удавалось.
Нужны были альтернативные методы, которые, если не заменяли, то хотя бы дополняли военные действия. Требовался надежный ориентир, подсказывающий народам и их правителям, что необходимо делать для повышения благосостояния граждан страны. Роль такого ориентира должна была выполнить экономическая теория, которую по крупицам стали собирать лучшие умы своего времени.
Первые попытки обобщить экономическую практику и создать новую науку о правильном ведении хозяйства были предприняты древнегреческими мыслителями и философами Аристотелем и Ксенофонтом. Возможно, были и более ранние труды неизвестных нам авторов, но их следы в истории не сохранились.
Аристотель из Стагир, бывший долгое время учеником Платона, подверг впоследствии критике учение своего учителя об идеальном, и стал создавать науки, основанные на опытном знании. На этом поприще он продвинулся настолько далеко, что даже спустя полторы тысячи лет после его смерти многие споры ученых-схоластов заканчивались решающим доводом – «Magister dixit» (Магистэр диксит – «Так сказал учитель»). Научный авторитет Аристотеля был на протяжении всех средних веков непререкаем.
Опираясь на известные ему факты, Аристотель классифицировал экономическую науку на две основные дисциплины – ойкономику (науку о рациональном ведении домашнего хозяйства) и хрематистику (науку о богатстве). Ойкономикой (или экономикой) Аристотель называл всю совокупность действий людей, направленных на создание материальных благ. Основная цель экономики, по Аристотелю, обеспечение граждан страны всем необходимым для комфортной жизни. Общественное благосостояние и удовлетворение потребностей людей – вот главные задачи экономики.
Хрематистика во многом проистекает из экономики. В понимании Аристотеля это то, что мы теперь называет предпринимательством и бизнесом. Усматривая в хрематистике негативные стороны – ростовщичество, жажду к наживе, стяжательство – Аристотель дает ей, в основном, отрицательную оценку.
Идею становления экономики как науки мы отмечаем и у другого видного деятеля античности – писателя, историка и полководца Ксенофонта, бывшего в свое время учеником Сократа.
Ксенофонт написал книгу, которую назвал «Ойкономика» (от греч. слов «ойкос» — дом и «номос» — закон, то есть законы ведения домашнего хозяйства. Поэтому эту книгу в переводах на другие языки также именовали «Домостроем»).
Этот труд Ксенофонта построен в типичной для античности манере диалога людей, беседующих о правильных формах организации домохозяйств. При этом одним из собеседников, дающих общую картину должной организации экономической жизни, выступает Сократ.
Вообще говоря, Сократ не слишком интересовался хозяйственными вопросами. Он больше известен тем, что разработал метод «майевтики», то есть «искусства рождения истины» в беседах с гражданами Афин. Босоногий Сократ любил заводить разговор на какую-либо тему с одним или несколькими собеседниками и доводил его до серьезных противоречий. Этим он и известен. Тем более, что собственных трудов Сократ никогда не писал. Поэтому остается не вполне ясным, почему именно Сократа Ксенофонт выбрал как основное действующее лицо в «Ойкономике».
Вкладывая собственные идеи и теоретические построения в уста Сократа и одного из персонажей книги, Ксенофонт впервые выводит такие важнейшие экономические категории, как потребительная и меновая стоимость товаров, степень выгодности (рентабельность) производства изделий, надлежащая оплата и стимулирование труда.
Однако все теоретические построения, выдвигаемые античными мыслителями, касались, в основном домохозяйств, аграрного сектора, ремесленничества и торговых отношений – всего того, что сейчас бы мы назвали микроэкономикой. За рамками исследований оставалось хозяйство страны в целом.
Этот пробел пытался восполнить философ Платон в своих знаменитых трудах «Государство» и «Законы».
По его замыслу, государство должно состоять из трех основных классов – ремесленников и земледельцев, воинов и мудрецов (его идею с классовым подходом позже подхватит К.Маркс, а разделение труда – А.Смит). Экономическое благосостояние обеспечивают в идеальной модели государства земледельцы, торговцы и ремесленники, создающие материальные блага. Воины обороняют государство от внутренних и внешних врагов, мудрецы пишут законы и управляют государством.
Надо сказать, что Платон не только составил теоретическую модель идеальной экономики и государства, но пытался ее реализовать на практике, советуя тирану Сиракуз Дионисию II, как надо правильно жить и работать. Дело кончилось тем, что разгневанный Дионисий продал Сократа на невольничьем рынке в рабство. К счастью, великого философа выкупил знакомый купец, случайно оказавшийся на этом рынке.
Заметим, что реальной, практически действующей экономической доктрины, а не утопической теории, ни во времена античности, ни в период раннего Средневековья так и не было создано. И лишь к концу XIV – началу XV вв. такое экономическое учение стало оформляться. Оно получило название меркантилизма.
Мифологический этап в истории экономических учений
Экономические учения на базе христианства (Часть 1)
Экономические учения на базе христианства (Часть 2)
Троцкизм как экономическое учение
Неомальтузианство и зелёная экономика