Потребность людей в лечении недугов и избавления от ран и болезней существовала всегда. Уже в самых ранних цивилизациях начинают появляться лекари и врачеватели, обслуживающие эту потребность на профессиональной основе. Лечение проводилось за установленную плату, определенную в денежном или натуральном выражении. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас исторические документы и артефакты. Так, при раскопках в городе Суз (Месопотамия) был найден базальтовый столб, на котором клинописью высечены законы древнего Вавилонского царства, изданные царем Хаммурапи в XVIII в. до н. э. В этих законах имеются статьи, посвященные медицине. Вот текст некоторых из этих статей.
«Если врач излечит человека или снимет с глаза бельмо бронзовым ножом, то получает 10 шекелей серебра». «Если больной вольноотпущенник, то он (врач) получает 5 шекелей серебра» [1].
Законы Древнего Ирана, записанные в «Зенд-Авесте» («Живое слово», XIII в. до н. э.), констатируют появление врача-профессионала и также устанавливают вознаграждение за его труд, только в расчете не на серебро, а на домашний скот. За излечение сатрапа провинции полагалось две пары волов, за излечение начальника уезда – коня, за излечение старшины общины – быка, за излечение домохозяина – осла, за излечение жреца – благословение.
Так как лекари осуществляли лечение пациентов за соответствующее вознаграждение, профессия врача была отнесена в античности к ремеслу и являлась, по сути, семейным бизнесом, где знания передавались от отца к сыну. Неразглашение профессиональных секретов и поддержка режима коммерческой тайны являлись залогом прибыльности и поддержания статуса профессии.
Из поэм Гомера известно, что в VII—VI вв. до н.э. врачебной практикой занимались немногие семьи, возводившие свое происхождение к богу врачевания Асклепию. Со временем врачебный корпус начал расширяться, так как потомственные лекари стали делиться основами профессии с третьими лицами, взимая за ученичество плату.
Когда численность врачей, не состоявших в родстве, возросла, создались своего рода цеховые объединения и центры врачебной подготовки. Позднее врачевание стало изучаться в медицинских школах и у практикующих лекарей. Таким образом, врачебное дело, по своему экономическому содержанию изначально представляла собой предпринимательскую деятельность, в рамках которой врачи получали доходы по двум основным направлениям: во-первых, за оказание лечебных услуг, и, во-вторых, от преподавания и передачи секретов профессионального мастерства.
Помимо оседлых, постоянно практикующих лекарей, врачебной деятельностью занимались так называемые периодевты – странствующие врачи. Останавливаясь ненадолго в отдельных населенных пунктах, где не было собственных врачей, они за вознаграждение оказывали медицинские услуги, залечивали раны, производили хирургические операции. Что же касается принятия родов и гинекологической помощи, то ее осуществляли, как правило, акушерки, которые причислялись к врачам.
Врачи, представлявшие государственное здравоохранение, появились значительно позже частнопрактикующих лекарей (см. рис.1.1).
Согласно дошедшим до нас историческим свидетельствам, с VI в до н. э. в крупных городах Древней Греции и Малой Азии наряду со свободно практикующими врачами появились врачи, находившиеся на государственной службе и получавшие жалование. Например, Демокед из Кротона получал как городской врач Эгины годовое жалование в размере одного таланта [2].
Позднее врачей стали брать на государственную службу в войсковые соединения. Первыми врачами в римских войсках были рабы, которых впоследствии заменили свободные люди. По указу Цезаря, изданному в 46 г. до н.э. все римские врачи получили гражданские права, к которым затем добавились другие привилегии. Во II в н.э. некоторые городские (общинные) врачи и императорские лейб-медики, носившие титул архиатра, были включены в военную табель о рангах.
Параллельно с совершенствованием организации лечебного дела развивалась фармакология и аптечный бизнес. Изготовление и реализация лекарственных препаратов со временем приобрели очертания самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Первоначально большинство врачей изготавливало лекарства в домашних условиях, прибегая к помощи членов семьи или учеников. Теоретической базой приготовления фармацевтических средств служили труды о лекарственных препаратах и сборники рецептов – например, Скрибония Ларга (I в н.э.), Квинта Серена (III в н.э.), Плиния (IV в. н.э.).
Постепенно фармакологическая и торговая деятельность отпочковываются от врачебного дела и приобретают характер обособленного вида бизнеса. Производить и продавать лечебные снадобья стали специальные торговцы лекарствами – фармакополы, которые выполняли функции современных провизоров и розничных продавцов.
Состоятельные врачи покупали оптом сырье для изготовления лекарств у так называемых ризотомов (копателей корешков) и хранили его вместе с готовыми препаратами на складах, которые получили название аптек («аптека» в переводе с греческого – склад). Со временем аптеки-склады стали повсеместно превращаться в торговые предприятия, специализирующиеся на продаже медикаментов и других сопутствующих товаров.
Первые лечебницы, возникшие в древности, носили частный характер. Общественных больниц до периода раннего средневековья не было. Прообразом больницы выступала частная клиника, которую врач устраивал в собственном доме, выделяя для больных несколько комнат. В IV в. под влиянием христианства впервые открываются общественные лечебницы (Nosokomeia) и военные лазареты (Valetudinaria).
В течение многих веков система медицинского обслуживания, сложившаяся в период поздней античности, претерпевала лишь незначительные изменения. Частнопрактикующие врачи и частный аптечный бизнес составляли основу медицинской отрасли во многих странах мира. И лишь к XVIII—XIX вв. в развитых государствах начинает складываться новая система экономических взаимоотношений в области здравоохранения, в структуре которой постепенно нарастал сектор государственной и муниципальной медицины.
- Прив. по: Бородулин Ф.Р. История медицины. – С.36-37.
- Талант – самая крупная единица массы (26,2 кг) и денежного счета. Из одного таланта чеканили 6000 драхм.