Лекции устные и под запись

Перед чтением лекции – в процессе подготовки или непосредственно в аудитории – возникает неизбежный вопрос о форме подачи лекционного материала. Как он должен быть представлен: в виде вольного рассказа, в устной передаче, или же под запись, с обязательной фиксацией в конспекте всего продиктованного лектором. Возможен и комбинированный вариант, когда часть учебного материала проговаривается преподавателем устно, а часть даётся под запись.

У каждой из упомянутых выше форм есть свои достоинства и недостатки.

Устный рассказ позволяет дать слушателям значительно больший объём учебного материала. Поскольку лектор не ограничен скоростью записи его слов, он может дать в 2-3 раза больше полезной информации, нежели при способе «под запись». Кроме того, слушатели не устают от непрерывной писанины, когда после первой пары лекций авторучки студентов дымятся, а кисти рук сводит судорога.

Однако ещё древние римляне говорили: «Verba volant, scripta manent» — «Слова улетают, написанное остаётся». Если студенты слушали лекцию невнимательно, не делали для себя пометок в конспектах, то остаточные знания обычно небольшие. Как правило, на следующий день слушатели могут вспомнить лишь половину учебного материала (правда, это в значительной мере зависит от личности и талантов лектора, наглядных пособий, диалоговых конструкций и специальных мнемонических схем, используемых преподавателем). Но мы для простоты берём некий усреднённый уровень, характерный для разных учебных дисциплин, возрастных групп, степени образованности, способностей и интеллекта обучающихся.

В целом метод чтения устной лекции весьма хорош, но требует от преподавателя высокой квалификации, умения работать без постоянного подглядывания в заготовленный текст, без сбоев и забывчивости. Любые инциденты в аудитории, намеренные или случайные помехи со стороны слушателей, могут сбить лектора с мысли, увести повествование в незапланированное русло импровизаций.

Применение устных лекций может быть полностью оправдано в том случае, если лектор предлагает раздаточные материалы с конспектами лекций (или цифровые копии на флэш-картах, или же рекомендует скачать бесплатно полные тексты со своего персонального вебсайта). Тогда преимущества подачи более полной учебной информации сочетается с наличием бумажного или цифрового варианта (в том числе видеолекций).

Надо сказать, что выше описанная форма проведения лекции нехарактерна для большинства российских вузов, институтов повышения квалификации, колледжей и иных учебных заведений. Пока ещё там превалирует форма чтения лекций под запись. Лектор в буквальном смысле диктует учебный материал, а слушатели стараются успеть записать за ним всё правильно, без ошибок и пропусков фрагментов текста.

Данная форма почти не требует от лектора высокой квалификации и обширных профессиональных знаний (что в сценарии устного изложения совершенно необходимо). Текст может читать любой грамотный человек. Обычно необходимость всё тщательно записывать лектор мотивирует тем, что даваемый им материал уникален, «такого вы нигде не найдёте», в случае самоподготовки вам придётся проштудировать десятки учебников и пособий и т.п. доводы.

Кроме того, лекторы, дающие учебные материалы под запись, используют конспекты как некий пропуск на зачёт или экзамен, выступая в роли табельщиков (иногда полный конспект лекций является необходимым и достаточным условием для выставления оценки «автоматом»). Если студент или слушатель пропускал занятия, значит он должен «отработать» лекцию, то есть переписать её у того, кто был на лекции и располагает текстом.

Поскольку в последние 10-15 лет в нашем высшем образовании наблюдается всё большая бюрократизация, часть лекторов использует конспекты лекций как доказательство соблюдения учебного плана, соответствию образовательным стандартам и тематике курса. Естественно, в лекциях данного типа отсутствует творческий компонент, вопросы из аудитории не поощряются, а студенты и слушатели, не записывающие слова лектора, записываются в нарушители.

Конечно, было бы неправильно отвергать данный тип лекций как исключительно принудительный и скучный. Он, несомненно, хорош для неподготовленной аудитории, когда слушатели не располагают иными источниками информации. Кроме того, метод «под запись» дисциплинирует студентов и тренирует моторную память. Но многие его достоинства нивелирует утомительность непрерывной записи и ограниченность объёмов передачи информации скоростью записывания студентов.

После нашего краткого описания мы можем понять негативную мотивацию студентов, которые стараются не ходить на нудные и выматывающие лекции, берущих у своих прилежных товарищей конспекты. Ведь имея конспект за семестр в 20-30 тетрадных листов, материал к экзамену можно освоить за 2-3 дня. Таким образом, скорость обучения ускоряется во много раз.

Из сказанного можно понять, что комбинированный метод чтения лекций, когда часть материала проговаривается, а часть даётся под запись, также весьма распространён. В настоящее время слушатели всё больше практикуют способ электронной фиксации (видео и звук) материалов лекции, записывая их на диктофоны, смартфоны и планшетники. Но здесь есть свои особенности, о которых мы поговорим ниже.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.