Россияне довольно часто употребляют крылатое выражение «Каков поп, таков приход» в тех случаях, когда хотят ярко и образно отметить влияние личности на какие-либо сообщества, коллективы, большие массы людей. В современной практике речь уже идёт не только о священниках и их пастве, а о более широком круге явлений — о руководителях предприятий и организаций, их взаимодействии с подчинёнными, о главах государств, которые увлекают за собой народные массы в благородных делах или развязывают войны, о лидерстве во многих других сферах — в спорте, в творчестве, в культуре, науке, бизнесе.
Но почему в качестве образца лидерства в старинной поговорке взят не пример взаимодействия, скажем, князя и его дружины, полководца и его армий, влияния художника или поэта на народ или творческое сообщество, а именно священника, попа? И почему фразеологизм «Каков поп, таков приход» сохранился в народной речи, несмотря на многие десятилетия гонений на церковь в советское время?
Аргументированно ответить на поставленные вопросы мы сможем при использовании обширных знаний Владимира Даля и его фундаментально труда — Толкового словаря живого великорусского языка.
В качестве предварительных замечаний отметим, что в словаре Даля имеется большой набор негативных поговорок о попах, мнение о которых было в народе в 18-19 веках весьма разным (достаточно взглянуть на картину В. Перова «Сельский крестный ход на Пасху (1861), где батюшка выглядит непотребно). В то же время крестьяне с большим уважением относились к священнослужителям честным, образованным, с хорошей репутацией — таких священников сельские общины покупали себе в приход. Обратимся к фактам.
Открываем третий том словаря Даля 1882 года издания и читаем. Поп — священник, иерей, пресвитер; человек поставленный, посвящённый, помазанный, рукоположенный в духовный чин или сан пастыря душ. Купить попа (старинное) — облюбовать попа из чужого прихода, давая туда вклад, или на богадельню. Каков поп, таков и приход. Каков поп, таково и благословение. Не наше дело попа учить, пусть его чёрт учит. Поп сидя обедню служит, а приход (а миряне) лёжа Богу молятся. Это поп, да не тот (да переправленный, переделанный — раскольничий обычай). Деньга попа купит и Бога обманет (поп грехи скроет). Поп со всего возьмёт, а с попа ничего не возьмёшь. (Т.3, с.308-309).
Церковный приход — парафия, община, принадлежащая по духовным требам к одной церкви. Приход избирает церковного старосту. В Новгородской губернии церкви стоят одиноко, погостами, а приходы раскинуты мелкими деревеньками. Каков поп, таков и приход. Он не нашего приходу — что нам до него; или: он не заодно с нами. В нашем приходе и попадья с попом в разводе! Каков приход, таков у него и поп. (Т.3,с.457).
Как видим из последнего изречения, в ходу была и обратная поговорка: «Каков приход, таков у него и поп», что сродни фразеологизму «Короля делает свита».
Поскольку крестьяне в 18-19 веках составляли свыше 90% населения, для них ближе и понятнее была аллегория с попом и приходом. Они довольно ясно осознавали взаимосвязь между личностью священника, его знаниями, доброжелательностью, трезвым образом жизни и воспитанием общины, её верой и противодействию насилию, преступности, жестокости. Отсюда и желание купить хорошего попа, понимая его огромную роль и значение.
В настоящее время смысловое наполнение выражения «Каков поп, таков приход» вышло далеко за рамки церковной жизни; это изречение применяется ко многих социальным, политическим, хозяйственным и многим другим процессам.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов