В простонародной речи, в литературе и в кино мы часто слышим образное выражение «На тебе лица нет«. Данный фразеологизм, малопонятный для иностранцев, россияне применяют в тех случаях, когда выражают озабоченность душевным или физическим состоянием собеседника или третьего лица, плохо себя почувствовавшего или попавшего в стрессовую ситуацию (из-за сильного эмоционального потрясения — страха, печали, обиды, гнева, разочарования и т.п.).
Откуда же произошло это загадочное и противоречивое выражение «На тебе лица нет»? Разве такое возможно, чтобы у человека совсем не было лица? И как это связано с другим часто применяемым фразеологизмом «Потерять лицо»?
Чтобы доказательно ответить на поставленные вопросы, обратимся к авторитету Владимира Ивановича Даля, главного русского специалиста по словообразованию и поговоркам. В Толковом словаре живого великорусского языка, вышедшего в свет в 1860-х годах, мы можем почерпнуть ценную информацию о человеческом лице не только внешнего, визуального характера, но и духовного плана.
В частности, В.И. Даль указывает, что лицо — личико, лик, рожа, харя, физиономия, облик, обличье показывает выражение на лице духовных качеств. Лицо человека — представитель высших духовных даров: лоб — небесная любовь; глаза — разуменье, разумное созерцанье; уши — пониманье и послушанье; нос — постиженье добра; щёки — постиженье духовных истин; рот — мысль и ученье; губы — духовная хвала. На нём лица нет — изменился. (Т.2, с.258).
Теперь нам становятся более понятными выражения «на тебе лица нет» и «потеря лица». Если человек в результате каких-либо внешних факторов (болезни, стрессов) или своих плохих поступков утрачивает душевное равновесие, то это непременно сказывается на физиогномике, мимике, цвете, выражении лица. Совокупность указанных изменений описывается фразой «На тебе лица нет».
Что же касается выражения «Потеря лица», то здесь к изменениям внешних и духовных признаков добавляется негативная образная коннотация — человек, организация или государство «теряют лицо» при возобладании низменных мотивов (подлости, трусости, чрезмерной жестокости, предательстве союзников и проч.).
См. также: Происхождение русских фразеологизмов