В художественной литературе, в кинофильмах, в повседневном общении россиян встречается выражение «Серединка на половинку». Обычно его применяют в тех случаях, когда хотят образно подчеркнуть некие средние, ординарные, посредственные качества какого-либо объекта, товара, услуги или человека. Близкими по смыслу выражениями являются такие, как «Так себе», «Ничего особенного», «Ничего выдающегося».
Смысловое наполнение выражения «Серединка на половинку» довольно простое и не вызывает каких-либо затруднений. Иное дело происхождение данного фразеологизма — здесь всё далеко не так понятно и очевидно. Серединка — это средняя часть чего-либо, половинка — 1/2 часть. Получается несуразность, ерунда какая-то. И тем не менее выражение «Серединка на половинку» существует более полутора веков и активно используется. Здесь есть какая-то лингвистическая тайна.
Разгадать её нам традиционно поможет Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, в котором автор-энциклопедист не только разъясняет значение слов и устойчивых выражений, но и указывает на культурно-исторические традиции, породившие слова и понятийный аппарат.
Оказывается, для того, чтобы понять происхождение выражения «Серединка на половинку», нам придётся освоить в общих чертах устройство крестьянской избы. Звучит немного странно, почти как у Андрея Платонова: «Чтобы выкопать колодец, надо знать всего Маркса». И всё же без экскурса в историю и культуру не обойтись.
Открываем четвёртый том словаря Даля 1882 года издания и читаем. Середа, среда, середина, серединка, средина — точка (на черте), черта (на плоскости) или плоскость, мнимый разрез (в толще), обозначающая половину, равный раздел, или близкое от этого место, удалённое от краёв. Серёдка на половине живёт. Серёдка на половине, так никто не в обиде. Серёдка всему делу корень. (Т.4, с.176).
Середа — поднятая (встарь) на одну ступень половина избы (комнаты), бабья и детская часть, а на нижней половине держали зимой скотину; ныне это устройство уже редко, и середа, вообще место перед печью, стряпная, и вся куть, отделённая перегородкой или пересовом; гостиная часть избы, зовётся перёд, красный, передний угол, где образа, стол, хлеб-соль; вторая, бабья и детская, с устьем печи: середа, кут; третья — подполатье (если полати не над входом, не над кутью), коник: на середе спит хозяйка, девки и малые дети; в подполатье хозяин, а на полатях мальчики, парни; на голбце, на печи, старики и старухи. Пол на середе стелется поперёк основного пола, или бывает каменный, особенно перед устьем: середа была кирпичная, а на середе кроватка стоит. За сим, местами середа перегородка (яросл.), а также пол в избе вообще, а в калужской традиции середа — передняя, уличная часть избы.
Из разъяснений В.И. Даля становится понятным происхождение выражения «Серединка на половинку». Как видим, у этого фразеологизма весьма глубокие корни. Серединкой в русской избе называли гостиную часть жилища, отделённую от другого пространства перегородкой или тканевой занавеской. Если серединка была вполовину избы, то это и было пропорцией «Серединка на половинку». Видимо, этой фразой крестьяне обозначали некий строительный проект избы, её структуру среднего уровня — подобно тому, как в советское время были «хрущёвки» — типовые проекты усреднённого типажа.
Впоследствии эта традиция измерения жилья методом «Серединка на половинку» ушла в прошлое вместе с изменением быта россиян, но выражение осталось. Им мы пользуемся и поныне.