Главные ошибки в работе менеджера

Все мы время от времени совершаем ошибки. Человек – не робот, ему свойственны эмоции, предвзятость, вспыльчивость, симпатии и антипатии, перепады настроения. Некоторые ошибочные действия носят разовый, спонтанный характер, но часть из них имеет тенденцию к повторению, ошибки становятся систематическими и типичными. Повторяемость различных ляпсусов и промахов создаёт проблемы как для руководителя, так и трудового коллектива. Кто-то начинает обижаться, мстить за неправильные слова и действия, саботировать внутренние процессы, негативно отзываться о менеджерах и порядках в организации. Кто-то просто увольняется при любом удобном случае, унося вовне свой опыт, знания, идеи, ослабляя компанию и усиливая конкурентов.

Не проходят бесследно промахи и для менеджера, допускающего системные ошибки. Психологический груз возрастает, карьерный рост приостанавливается или идёт вспять, проблемы на работе начинают мешать семейной жизни. Если ошибки не выявлять, не систематизировать и не бороться с ними, то это может плохо кончиться – не поможет хорошее образование, высокие профессиональные навыки, аналитические способности. Образно говоря, это чревато ситуацией, когда через небольшое отверстие в бочке вытекает содержимое; без устранения течи вся ёмкость становится бесполезной.

Мы рекомендуем менеджерам различного уровня, а также владельцам бизнеса ознакомиться с типичными ошибками в менеджменте, в руководстве большими и малыми трудовыми коллективами и сделать для себя надлежащие выводы. Устранение уже существующих или потенциально возможных ошибок сделает качество управления более высоким, а психологический микроклимат благоприятным.

Ошибка 1. Легковесно относиться к обещаниям, не держать слова

Поскольку для менеджера главнейшим критерием является авторитет, репутация и уважение коллег, следует обратить внимание на способы их формирования и поддержания. Критически важным для руководителя является вера работников в обещания, обязательства, в данное слово. Говоря стихом Юнны Мориц: «Держи удар, дистанцию и слово…». Конечно, в повседневной работе это не всегда удобно – мало ли что я когда-то сказал. Дескать, сболтнул неосторожно – плюньте и забудьте.

К сожалению, такая практика поддерживается ныне на всех уровнях. Отсюда возникает недоверие трудового коллектива, коллег и подчинённых, так подрывается репутация и уважение. Кажущееся удобство простого отказа от обещаний и обязательств, взятых на себя публично или в частном порядке, без записей в трудовых договорах, открывает ящик Пандоры для окружающих. Раз руководитель действует таким образом, значит, можно и нам. Таким образом, односторонний отказ от данного слова и обязательств перед кем-либо ведёт в итоге к подрыву дисциплины и корпоративной культуры.

С другой стороны, следование своему слову со стороны менеджера требует дополнительных волевых, финансовых, психологических и прочих усилий. Но и репутационная составляющая от соблюдения договорных отношений сильна. Авторитет долго формируется, но может быстро теряться. Менеджеру в связи со сказанным можно посоветовать поменьше обещать, но если дал слово – надо непременно его держать.

Ошибка 2. Нетерпимость к критике

Критику мало кто любит. Зачастую критические замечания воспринимаются руководителями как личный выпад, как вызов и намёк на некомпетентность. Соответственно, реакция на критику является строго негативной, с соответствующими выводами и последствиями. К работнику, позволившему себе высказать критическую точку зрения, применяется повышенная требовательность, повсеместный контроль, придирки, прохладное отношение. Пострадать могут и те сотрудники, которые поддержали критикующего, или находятся с ним в дружеских отношениях.

Для правильного поведения менеджеру необходимо отказаться от мелкой мстительности, сиюминутных эмоций, необходимости тут же отвечать на нелицеприятные высказывания. Надо набраться душевных сил для спокойного анализа, взгляда на проблему со стороны, в котором часто есть зерно истины. Если критикующий прав – менеджеру надо признать это честно и открыто. Тем самым он не уронит свой авторитет, а, напротив, усилит к себе уважение со стороны окружающих, укрепит свою деловую репутацию.

Ошибка 3. Неприятие инициативы и идей подчинённых

Всем известна традиционная русская поговорка: «Я – начальник, ты – дурак», смысл которой раскрывает отношения руководства и подчинения в историческом аспекте. Иными словами, начальник даёт распоряжения, сотрудник выполняет, без возражений, насмешек и критики. Такая модель взаимоотношений, чаще всего, неэффективна даже в армии и силовых структурах, где субординация и дисциплина играют ведущую роль. А о таких областях, как наука, искусство, сфера услуг, культура, информационные технологии, программирование и т.д. и говорить не приходится. Отличные идеи могут возникать у новичков, только-только пришедших в данную сферу деятельности, у сотрудников, изучивших потребности клиентов, у технических специалистов, у работников отделов маркетинга, рекламы, сбыта, розничных продаж.

Отвергая идеи и предложения других сотрудников (иногда сопровождая это высокомерными высказываниями и снисходительными комментариями), менеджер косвенно проявляет неуважение к коллегам, сковывает инициативу, заставляет рационализаторов и инноваторов замыкаться, обижаться, становиться на путь безразличия и пофигизма. Менеджеру следует помнить, что инициатива и творчество – тонкий процесс, который следует поддерживать и поощрять. Сделанные предложения и высказанные идеи следует всесторонне рассмотреть – возможно они глупы и бесперспективны, но может быть и нет, за ними может скрываться будущее.

Ошибка 4. Отказ от экспериментирования

В повседневной жизни мы часто экспериментируем, даже не обращая внимания на это. Экспериментом можно назвать покупку нового товара, выработку необычного стиля в одежде, занятие каким-либо хобби, коллекционированием, освоением музыкального инструмента, посещение какой-либо страны или региона с туристическими и познавательными целями.

В текущей работе организаций и предприятий также много экспериментов управленческого, кадрового, технического, маркетингового и прочего характера. Поскольку эксперимент связан с риском, какая-то часть менеджеров избегает экспериментирования из-за боязни потерь. Дескать, зачем рисковать, тратить средства на рекламу, технические средства, гаджеты, новое оборудование, если можно работать по старинке, испытанными и зарекомендовавшими себя методами?

Опасность в этих случаях и состоит в отказе от рисков и экспериментов. Как говорили стоики, желающего судьба ведёт, нежелающего тащит. Самоуспокоенность и консерватизм в быстро меняющемся мире неизбежно ведут к застою, стагнации и потери рыночных позиций. Примеров тому – не счесть. Ещё вчера это был процветающий магазин, завод или предприятие сервиса, а сегодня их уже нет, поскольку конкуренция беспощадно съедает всех, кто остановился в своём развитии.

Менеджеру следует постоянно осуществлять разумное экспериментирование с различными персоналиями, способами взаимодействия с потребителями, финансовыми расчётами, рыночными нишами, взаимодействия с партнёрами, приобретением и продажами активов. Именно этот рисковый путь ведёт к успеху.

Ошибка 5. Не вовлекать в управление членов трудового коллектива

Одним из действенных инструментов мотивации сотрудников является их вовлечение в управленческие процессы. Работники должны иметь возможность влиять на принятие решений по различным вопросам организационно-правового, социального, информационного, финансового и иного характера. Желательно вовлекать сотрудников в определение размера оплаты труда членов отделов, структурных подразделений, бригад по итогам месяца или квартала (например, через КТУ – коэффициент трудового участия), в выделении денежных средств инвалидным, спортивным, детским, ветеранским организациям, благотворительным фондам, в определении лучших по профессии, в реализации партнёрских программ, внедрении систем корпоративных наград и званий и т.д. Делегирование полномочий даёт хорошие результаты и раскладывает ответственность за принятие решений на весь коллектив. В случае неудач работники компании уже не смогут всё списать на глупость и некомпетентность менеджеров.

Отмеченные нами ошибки довольно просты и типичны для многих управленцев и бизнесменов. Но в в деле возникновения конфликтов и снижения эффективности работы организации играют огромную роль.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.