Одним из основных факторов менеджмента и квалифицированного управления бизнесом является память, т.е. база накопленного опыта, на которую коллектив предприятия постоянно опирается в своей повседневной работе. Порой мы даже не осознаем того, как часто обращаемся к прошлым ситуациям, отработанным практикам, к анализу ошибок и достижений прошедших периодов.
Корпоративная память стоит невидимым монолитом за миссией и задачами бизнеса, за должностными обязанностями и маркетинговыми стратегиями, за имиджем и послужным списком каждого сотрудника.
Если обратиться к категории «корпоративная память», то мы обнаружим, что это весьма емкое понятие, которое включает в себя такие смысловые пространства, как событийная память, кадровые, финансовые и технические архивы, клиентские и партнерские базы данных, реестры акционеров, истории производственных изысканий, инноваций и научных исследований.
Мы можем систематизировать корпоративную память по самым разным сегментам и направлениям – по техническим, технологическим, культурным и поведенческим критериям, по объективным и субъективным признакам хранения и восприятия. В системе PR-мероприятий ведущую роль играет личностная, эмоционально окрашенная память, связанная с индивидуальными ощущениями, симпатиями и антипатиями, настроениями, психологическими оценками. Именно этот вид неформальной памяти особенно важен для имиджевых мероприятий, позиционирующих компанию в определенные страты позитивных или негативных восприятий в сознании партнеров, потребителей и собственных сотрудников.
Начнем наш анализ с общеизвестных фактов.
Память – неотъемлемая часть личности любого человека. Нам дорога память детства и молодости, личных и семейных событий, вступления в трудовую жизнь, карьерного роста, обретения новых коллег по работе, друзей и знакомых. Мы с удовольствием предаемся воспоминаниям о том, как вместе с ребятами играли в футбол за местную команду, служили в армии (дембельский альбом бережно храним как символ возмужания), шумно гуляли на студенческих вечеринках и свадьбах.
Пожалуй, редкий предприниматель, добившийся значительных успехов в бизнесе, не любит вспоминать, как все начиналось почти с нуля, как приходилось на всем экономить и выкручиваться в сложных ситуациях. Встречаясь с прошлыми партнерами по бизнесу и коллегами по работе, речь обязательно заходит о тех, с кем раньше приходилось заключать сделки, работать, делить прибыли и убытки.
Совместная работа или учеба со временем становится историей, тесно вплетаясь в канву человеческой жизни (см. рис.1).
Опору на общую память следует использовать при составлении программы PR-мероприятий по целому спектру направлений:
— в части улучшения восприятия компании собственными сотрудниками;
— в аспекте построения сплоченного трудового коллектива, испытывающего гордость за свое предприятие и свой труд;
— в плане формирования надлежащей корпоративной культуры;
— при воздействии на потребительские контингенты, внося соответствующие коррективы в имидж компании, восприятие ее торговой марки и продуктовой линейки;
— при проведении ребрэндинга и некоторых других направлениях пиара, рекламы и продвижения продукта.