Законодательное регулирование недобросовестной конкуренции в зарубежной и российской практике (Часть 2)

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция на межгосударственном уровне

Конкуренция в сфере межгосударственных отношений во все времена была достаточно острой и многоплановой. Столкновение интересов проявлялось в самых разнообразных формах – в образовании международных союзов и картелей, в торговых войнах и военных конфликтах, в политике протекционизма и режиме наибольшего благоприятствования, в дискриминации одних субъектов и предоставлении преференций другим. Все подобные действия нельзя классифицировать иначе, чем методы недобросовестной конкуренции, которые используются в борьбе за сферы влияния в политике, экономике, религии, в национальных вопросах.

В целом методы недобросовестной конкуренции на уровне межгосударственных взаимодействий имеют свою специфику и новое качество, которое появляется в связи с возможностями, имеющимися в распоряжении государства. С помощью таможенных механизмов государство создает режим наибольшего благоприятствования в торговле для одних стран и дискриминирует другие (вплоть до введения эмбарго), с помощью армии и силовых структур оказывает давление на конкурирующие государства, девальвируя национальную валюту, ухудшает условия для импортеров и улучшает для экспортеров и т.д.

Здесь возникает закономерный вопрос, а являются ли перечисленные действия и инструменты методами недобросовестной конкуренции или речь идет об обычном наборе суверенных прав той или иной державы. Ответ на этот вопрос зависит от точки зрения. Исторически сложилось так, что превалировала первая точка зрения (сильная держава могла позволять себе все, что считала нужным), но с развитием экономических и правовых отношений позиция стала меняться. Все ограничительные и дискриминационные меры по отношению к государствам-конкурентам стали де-факто рассматриваться как недобросовестные и неэтичные. Регулироваться они стали специально создаваемыми для этого органами и союзами. Здесь мы замечаем, как меняется традиция, обычаи справедливого ведения дел, которые являются правовой нормой и платформой для отнесения того или иного вида конкуренции к честной или недобросовестной. Обратимся к истории вопроса.

Начиная со времен меркантилистов, когда впервые была выдвинута доктрина активного торгового баланса, многие страны стали исповедовать принцип повышения национального богатства через ограничительные действия и недобросовестную конкуренцию во внешнеэкономических связях. Правительства промышленно развитых государств стали формировать свою экономическую политику на основе энергичного проникновения на внешние рынки с одновременной защитой национальной экономики от иностранных конкурентов с помощью таможенных барьеров и запретительных мер (см. рис.17). Недовольство стран из числа торговых соперников и партнеров подавлялось силой оружия или демонстрацией военной мощи. Таким образом, торгово-экономические противоречия нередко перерастали в продолжительные и кровопролитный войны.

Рис.17 . Схема выстраивания внешнеэкономической политики промышленно развитыми странами в 17-20 вв.

Рис.17 . Схема выстраивания внешнеэкономической политики промышленно развитыми странами в 17-20 вв.

Так, например, началась Северная война 1700-1721 гг. между Россией и Швецией за влияние на Балтике. В 1700 г. Швеция была одной из наиболее мощных европейских держав, занимавшей значительную часть побережья Балтийского моря. Дания, боровшаяся со Швецией за контроль торговых путей и рынков сбыта, была разбита Карлом X Густавом, после чего вынужденно отказалась от сбора пошлины при проходе судов через Зундский пролив. Поэтому, стремясь к реваншу, Дания присоединилась к России в Северной войне.

Шведскую сторону поддержали Англия и Ганновер, которые имели свои торгово-экономические интересы в балтийском регионе. Английские и немецкие купцы хотели выгодно торговать с Россией, не позволяя ей самостоятельно выходить на европейские рынки. Желание Петра I «прорубить окно в Европу» было связано с необходимостью освоения Россией европейского направления и устранения торгово-транспортной монополии иностранцев. Переросшие в военные действия торгово-экономические противоречия были разрешены поражением Швеции в 1721 г. с подписанием Ништадского мирного договора.

Аналогичным образом Наполеон I, боровшийся с Англией за торгово-промышленное господство в Европе, организовал в 1806-1814 гг. «континентальную блокаду», всячески препятствуя сбыту английских товаров на рынках европейских стран. Понимая, что экономическое и военное могущество Великобритании строится на активной внешней торговле, Наполеон стремился его подорвать, не позволяя сбывать завезенные английские товары и нарушая сложившиеся торговые связи. Берлинский декрет Наполеона от 21 ноября 1806 г. запрещал осуществлять с Британскими островами любые финансовые, торговые и почтовые отношения. Любой английский товар, обнаруженный на территории, подвластной Франции, подлежал конфискации. Ни одно судно, следующее из Англии, или ее колоний, или заходившее в их порты, не допускалось в гавани, подконтрольные Франции под угрозой конфискации. Великобритания ответила на объявление континентальной блокады аналогичными контрмерами, широким развертыванием морской торговой войны, пиратством и контрабандной торговлей.

Уже к середине XIX века на межгосударственном уровне недобросовестная конкуренция встречалась повсеместно, что наносило значительный ущерб международной торговле. В связи с этим обстоятельством на международно-правовом уровне появилось понятие недобросовестной конкуренции, которое впервые было приведено в статье 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, в которой указывается, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах.[i] В частности, подлежат запрету:

  1. Все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, либо промышленной или торговой деятельности конкурента;
  2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, либо промышленную или торговую деятельность конкурента;
  3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В соответствии с принципами конвенции, страны-участницы впервые предусматривали меры по пресечению недобросовестной конкуренции в той мере, в какой это допускает закон соответствующей страны. Достигнутые договоренности возлагали на страны-участницы обязанность обеспечить участников коммерческого оборота эффективной защитой, включая судебную. Очевидно, что в тот период речь шла судебной защите отдельных предпринимателей и предприятий; судебных органов, в которых бы рассматривались недобросовестные действия тех или иных государств тогда еще не было.

Следует отметить, что антиконкурентная практика встречается на международном уровне достаточно часто, не реже, чем на уровне отдельных производителей. Рассмотрим наиболее характерные методы недобросовестной конкуренции, применяемые на межгосударственном уровне.

Значительное распространение в международной торговле получил протекционизм (от лат. protectio – защита, покровительство), то есть экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранных конкурентов. С помощью протекционизма государство стремится решить несколько задач:

— во-первых, ограничивая ввоз в страну товаров иностранного производства, государство может увеличивать уровень занятости на внутреннем рынке. Так, сторонники протекционизма считают, что если страна со значительным уровнем безработицы закрывает свои границы для иностранных товаров с целью создания безработным возможности работать на вновь создаваемых или существующих предприятиях, даже если они производят товары при более высоких издержках и не могут успешно конкурировать на внешнем рынке, то такая протекционистская политика обеспечивает дополнительный спрос на рабочую силу и страна от этого только выигрывает;

— во-вторых, протекционизм оказывается необходимым в том случае, если требуется защита новым, нарождающимся отраслям национальной экономики, которые на начальном этапе своего становления не способны выдержать международной конкуренции;

— в-третьих, политика протекционизма может служить инструментом обеспечения национальной безопасности и средством борьбы с международным демпингом. Жизненно важными отраслями, обеспечивающих национальную безопасность и независимость, принято считать сельское хозяйство, военное производство, производство стали и компьютеров, а также некоторые другие отрасли.

Однако несмотря на все преимущества протекционизма, последний обладает существенными изъянами, которые в большинстве случаев сводят на нет позитивные результаты. Дефекты протекционизма состоят в следующем:

  • государство, осуществляющее дискриминацию иностранных товаров в целях поддержки национальных производителей, должно учитывать реакцию торговых партнеров, которые могут расценить протекционизм как недобросовестную конкуренцию, преследующую односторонние интересы. В качестве ответных мер иностранные государства могут поступить аналогичным образом и установить повышенные таможенные пошлины (или иные дискриминационные ограничения) в качестве ответных мер;
  • протекционизм вреден с точки зрения потребителей вследствие того, что они вынуждены приобретать отечественный товар более низкого качества, чем иностранный, по более высокой цене. Этот факт нельзя расценить иначе, как монополизм отечественного производителя;
  • свобода торговли, в противовес протекционизму, развивает режим конкуренции, углубляет международное разделение труда.

В первой половине ХХ столетия многие государства пытались решить свои внутренние проблемы за счет политики покровительства национальным производителям товаров и услуг, осуществляя дискриминацию торговых партнеров. В результате подобных односторонних действий отдельных государств возникла необходимость для международного сообщества определить «правила игры» в мировой торговле, не допускать в торговых отношениях недобросовестной конкуренции на межгосударственном уровне.

С этой целью группой стран было принято решение о создании Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое с 1948 года стало многосторонним соглашением, регулирующим торговые взаимоотношения стран-участниц.

Базовым элементом соглашения было стремление развивать международную торговлю и обеспечивать экономический рост путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемость условий деятельности предпринимателей на внешних рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. С целью недопущения странами-участницами ГАТТ недобросовестной конкуренции в основу соглашения были положены следующие правовые принципы:

  • недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, то есть уравнивания в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
  • использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
  • постепенное снижение и отмена таможенных тарифов;
  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
  • разрешение торговых конфликтов путем проведения консультаций и переговоров.

Создание ГАТТ оказало позитивное влияние на международную торговлю. В результате многочисленных переговоров в рамках ГАТТ средний уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран понизился с 40-50% в конце 1940-х годов до примерно5% в настоящее время. Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более значительную роль в мировой торговле стали играть другие методы недобросовестной конкуренции – различного рода административные и «технические» меры, затрудняющие доступ иностранных товаров на внутренние рынки. Речь идет о таких завуалированных мерах, как манипулирование техническими стандартами,[ii] требованиями эргономичности, безопасности, шумности и проч.[iii]  По этой причине в 1970-х годах сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена и уточнена за счет заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин.

В то же время необходимо отметить, что далеко не все вопросы ГАТТ удалось разрешить. Сейчас, уже в рамках новой организации – ВТО, государства-участники пытаются решить такие проблемы, как торговля услугами (туризм, банковская и страховая деятельность, телекоммуникации), функционирование оффшорных юрисдикций, торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций.

Такой вид межгосударственной антиконкурентной практики во внешней торговле как экспортный картель мы уже рассматривали при анализе такой организации, как ОПЕК. Обладая каким-либо ресурсом, группа заинтересованных стран договаривается о согласованной политике в данной области и таким образом удерживает выгодный ей уровень цен.

Большое место в методах недобросовестной конкуренции на международном уровне занимают методы экономического давления и эмбарго. Часто истинные мотивы подобных действий осуществляются под благовидным предлогом – например, в связи с нарушением прав человека в конкретном государстве, а де-факто с рынка устраняется нежелательный конкурент. Особенно эффективен данный способ по отношению к тем государствам, которые, во-первых, в значительной степени интегрированы в мировую экономику и имеют узкоспециализированное производство, а некоторые отрасли отсутствуют полностью; и, во-вторых, в том случае, если удается подключить к экономическим санкциям третьи страны.

Так, наиболее известными мерами экономического давления стали санкции группы развитых стран против Кубы, ограничения экспорта в социалистические страны (с этой целью был образован специальный международный орган – Комитет по контролю за экспортом в социалистические страны – КОКОМ), эмбарго на экспорт в Югославию, Ирак и другие факты.

Иногда некоторыми государствами применяется такой метод недобросовестной конкуренции, как диффамация конкурентов в целях их вытеснения с данного рынка. Поводы для компрометации используются самые разные: в ход идут демагогические аргументы в защиту окружающей среды, сохранение мира и прочее. Так, широкую огласку получило дело с поставками реакторов для атомной электростанции в Северной Корее, которые должна была осуществить Россия. Однако США развернули пропагандистскую кампанию, имеющей целью, с одной стороны, дискредитацию ядерных реакторов российского производства, с другой – показать миру опасность продажи реакторов тоталитарному режиму, который может использовать их в военном производстве. В итоге сделка по продаже российских реакторов Северной Корее расстроилась, чем немедленно воспользовались США, предложив Северной Корее реакторы собственного производства.

Особенно остра конкуренция на межгосударственном уровне на мировом рынке вооружений. Бизнес в сфере вооружений очень прибылен, а потому в ход довольно часто идут методы недобросовестной конкуренции. В частности, нередки случаи нарушения лицензионного права. Так, индийская компания «Хиндустан Аэронотикс» подписала с Сирией и Египтом контракты на поставку запасных частей для истребителей МиГ-21, хотя согласно нормам международного права запрещается торговать лицензионной продукцией без согласия лицензиара и без уплаты определенного процента от суммы сделки стране, предоставившей право Индии на производство запчастей для МиГ-21. Исключительным авторским правом в данном случае обладала Россия.[iv]

Так же как и в других сферах бизнеса, на рынках вооружений одним из излюбленных приемов недобросовестной конкуренции является распространение порочащих сведений о конкуренте. Иногда дело доходит до того, что клевета на конкурента распространяется даже после того, как сделка купли-продажи уже совершена. В этом отношении показателен случай с поставкой в Малайзию 18 российских самолетов МиГ-29, когда журнал «Милитари текнолоджи», принадлежащий немецкой издательской группе «Менх» уже после завершения контракта «пытался заронить в сознание потенциальных российских клиентов в Юго-Восточной Азии сомнения в качестве самолета и в честности России, предположив, что в Малайзию отправлены не модернизированные МиГ-29Н, как запрашивал покупатель, а старые со склада».[v] И это при том, что за производством всей партии самолетов круглосуточно следили командированные в Россию представители заказчика, которых заподозрить в некомпетентности нельзя. Всю работу они приняли без замечаний.

В борьбе за размещение военных заказов часто в ход идут взятки и подкуп государственных чиновников. Так, вытесняя Россию с индийского рынка вооружений американцы, японцы и западноевропейцы умело применяют этот инструмент недобросовестной конкуренции. Один из сотрудников российского посольства, имеющий опыт в данном вопросе, замечает в этой связи: «В бизнесе с Индией этот аргумент часто становится решающим. Возмущаться бесполезно, надо приспособиться к существующим условиям, соблюдать правила игры. Нас в который раз подводят собственная неповоротливость, а зачастую и просто бедность. Японцы или американцы легко могут найти средства на строительство виллы для чиновника, от которого зависит принятие решения».[vi]

Завершая обзор методов недобросовестной конкуренции на межгосударственном уровне, подчеркнем, что несмотря на определенные шаги международного сообщества в направлении их устранения, данные методы практикуются все еще в значительных масштабах, и, по-видимому, в обозримом будущем их объем вряд ли сократится.


[i] Вилкова Н. Регламентирование недобросовестной конкуренции в праве Франции. – С.112-113.

[ii] Например, страна-импортер изготавливает и продает апельсиновый сок в упаковках по 0,5 и 1,0 л. При попытке войти на иностранный рынок, ей это запрещают под предлогом того, что по установленным внутренним регламентам величина упаковки должна быть 0,375 и 0,775 л. Если потенциальный импортер переделывает упаковку, то получает новые ограничения по экологичности упаковки, требованиям по ее утилизации и т.п.

[iii] Часто встречающиеся ограничения по шумности двигателей самолетов для авиаперевозчиков из развивающихся стран имеют в подоплеке две причины: с одной стороны, желание вытеснить конкурентов с определенного туристического или пассажирского маршрута, с другой – принудить иностранных перевозчиков покупать определенный тип самолетов.

[iv] Сычев А. Индийский МиГ удачи //Известия. – 1995. – 4 нояб.

[v] Указ. соч.

[vi] Юсин Н. Контракт века //Известия. – 1995. – 16 дек.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.