Законодательное регулирование недобросовестной конкуренции в зарубежной и российской практике (Часть 4)

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция

Законодательное регулирование недобросовестной конкуренции не может охватывать всех сторон деятельности участников экономических и социальных отношений, и, как показывает российский и зарубежный опыт и практика, в тотальном государственном регламентировании всех сфер бизнеса нет необходимости. Гораздо эффективнее государства определенный круг вопросов, решают предпринимательские и общественные саморегулирующие организации.

Взглянув ретроспективно на данную проблему, мы увидим, что предпринимательские объединения в виде союзов и ассоциаций купцов, гильдий, цехов и ремесленных корпораций, получили широкое распространение со времен античности. Объединяясь по профессиональному признаку, торговые и ремесленные союзы были призваны отстаивать интересы лиц, входящих в корпорацию, противостоять внешним и внутренним угрозам.

Византийские императоры и европейские монархи предоставляли предпринимательским объединениям какую-либо монополию или привилегии в обмен на право получения части дохода, или ежегодно уплачиваемой фиксированной суммы, получаемой данным цехом, гильдией или союзом. Кроме того, предпринимательским объединениям предписывалось вести дела честно, без обмана потребителей, без утаивания полученных доходов от налогообложения.

Деятельность цехов, как известно, не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача их состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян. В целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.

Таким образом, цехи и иные торгово-ремесленные объединения изначально стали функционировать как органы, регулирующие внутреннюю и внешнюю конкуренцию, контролирующие качество производимой продукции. Это вполне устраивало государственную власть, так как цехи и гильдии брали урегулирование многих внутренних проблем на себя; в том числе своими силами пресекая недобросовестную конкуренцию.

Как в теоретическом плане, так и в реальной экономической практике, саморегулирование в предпринимательских и общественных объединениях следует рассматривать как упрощение процесса регулирования, а также повышение эффективности их деятельности. Достигается это за счет преимуществ саморегулирования, которые заключаются в следующем:

а) в саморегулирующихся объединениях и союзах достигается высокая оперативность решения возникающих внутренних проблем;
б) индивиды в саморегулирующихся организациях находятся в тесном контакте в процессе профессиональной деятельности; вследствие своей компетенции им легче, чем кому бы то ни было, адекватно решать возникающие проблемы;
в) некоторые кадровые проблемы в части регулирования профессиональной деятельности морально-этического плана и недобросовестной конкуренции под силу решать только саморегулирующимся организациям.

В преодолении недобросовестной конкуренции государство, как регулятор рыночных отношений, в той или иной мере опирается на ресурсы саморегулирующих организаций – таких, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, ассоциаций малых предприятий и т.п. (см. рис.18 ).

Рис.18. Структура взаимодействия государственных органов и саморегулирующихся организаций.

Рис.18. Структура взаимодействия государственных органов и саморегулирующихся организаций.

В настоящее время государственными регулирующими органами упор делается на прямое регулирование (на схеме – связь 1). На практике это означает сведение значимости саморегулирующихся организаций к минимуму; государственные регулирующие органы пытаются решать все вопросы и конфликтные ситуации, возникающие в бизнесе, в рамках существующего законодательства. При этом интеллектуальные ресурсы саморегулирующихся организаций используются в малой степени (на схеме – связь 3).

Саморегулирующиеся организации, взаимодействуя в ежедневном режиме с участниками бизнеса, имеют всю необходимую информацию об особенностях их работы, методах недобросовестной конкуренции и злоупотреблениях в рыночном соперничестве (на схеме – связь 4). В этой связи саморегулирующиеся организации могут давать законодательной и исполнительной власти ценные рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы.

Здесь следует подчеркнуть, что в рамках саморегулирующихся организаций важнейшую роль играет этика профессионального поведения, способы ее формирования и контроля. Обычно эта проблема решается путем выработки миссии и философии бизнеса, разработки корпоративного «кодекса чести» для данного профессионального сообщества. Применяющих методы недобросовестной конкуренции лиц контролируют не только клиенты и правоохранительные органы, но и коллеги-профессионалы, хорошо знающие все хитрости и уловки своего бизнеса. Так, например, канадская ассоциация профессиональных участников фондового рынка предъявляет к своим членам следующие требования:

  • интересы клиента должны иметь наивысший приоритет при проведении любых сделок;
  • все без исключения методы привлечения клиентов и ведения дел должны быть заслуживающими общественного уважения и доверия;
  • хорошее знание законодательства, постановлений и правил, касающихся торговли ценными бумагами, являются безусловной обязанностью брокера;
  • поддержание профессиональных знаний на высоком уровне и их постоянное совершенствование – вопрос профессиональной чести брокера.

Аналогичные этические требования имеют саморегулирующиеся организации и в других странах. Так, Правила честной практики Национальной ассоциации инвестиционных дилеров США содержат следующие требования:

  • если члены ассоциации контролируют клиента (или контролируемы им), то они должны уведомить об этом эмитентов до совершения им сделок с эмитируемыми ценными бумагами;
  • запрещение подарков персоналу других фирм свыше установленных сумм, платежей и других формах, которые могли бы повлиять на рыночную оценку ценных бумаг;
  • запрещение неправильного использования ценных бумаг клиента (например, предоставление ценных бумаг клиента в ссуду без его письменного разрешения и т.п.).

Кроме того, ассоциация обладает правами по наложению штрафов, по вынесению требований и предупреждений, а также приостановке членства и исключению (что влечет за собой практическую невозможность профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг).

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.