Многие современные рынки товаров и услуг характеризуются высокой сложностью отношений взаимодействия партнеров и потребителей, государственных надзорных и контрольных органов. Для заключения сделок субъектам рынков требуются глубокие профессиональные знания и умения, необходимы каналы поступления коммерческой информации, связи с коммерческими банками, с иностранными партнерами и перевозчиками.
Перед участниками внешнеэкономической деятельности открываются две возможности:
а) самостоятельно заключать коммерческие сделки, принимая в штат соответствующих специалистов и обеспечивая их всем необходимым;
б) воспользоваться услугами профессиональных посредников или иных сторонних организаций, работая по схеме аутсорсинга, осуществляя все необходимые операции их силами за оговоренное вознаграждение.
Оба указанных пути имеют как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, штатные сотрудники всегда готовы выполнить свои должностные обязанности, не отвлекаясь на другие работы. Однако штатным работникам необходимо постоянно выплачивать заработную плату, обеспечивать их помещениями, оборудованием, средствами связи, компьютерной техникой. Иногда затраты на содержание собственного штатного персонала слишком высоки, особенно при непостоянной его загрузке.
Тогда целесообразно использование внешней, аутсорсинговой организации, которая имеет квалифицированный персонал, необходимое оборудование, коммерческие связи, финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Иными словами, речь идет о разбиении бизнес-процессов на отдельные фазы и стадии, которые могут осуществлять внешние предприятия. Специализируясь на каком-либо виде коммерческой деятельности, сторонние предприятия и посреднические структуры включаются в единый бизнес-процесс, выполняя часть работы либо от своего имени, либо от имени заказчика за определенное вознаграждение.
В экономике таможенного дела важное место занимают так называемые таможенные брокеры, которые обслуживают интересы предприятий-участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии с действующим Таможенным кодексом РФ декларировать товары может либо их владелец, либо таможенный брокер.
Таможенный брокер вправе от имени владельца товаров совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. Таким образом, любой участник ВЭД, обладающий правами декларанта и необходимыми профессиональными знаниями, может осуществлять декларирование и непосредственные рабочие контакты с таможенными органами.
Первые таможенные брокеры появились в нашей стране в конце 1980-х годов, с момента выхода Постановления Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим законодательным актом впервые в Российской Федерации и СССР в процедуру таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемого через государственную границу, вводилось понятие «декларирование», которое осуществлялось путем предоставления таможенным органам грузовой таможенной декларации (ГТД) установленного образца, аналогичного тому, что принят в зарубежной таможенной практике. С введением в процедуру таможенного контроля ГТД были созданы предпосылки для формирования нового хозяйственного института – таможенного брокера.
Появление таможенных брокеров было вызвано радикальными изменениями в экономической и политической обстановке в стране. С одной стороны, государство в этот период отказалось от монополии на внешнеэкономическую деятельность и предоставило право выхода на внешние рынки предприятиям и организациям любой формы собственности. С другой стороны, в деятельность таможенных органов стали внедряться современные технологии таможенного оформления и контроля, что потребовало специальных знаний и навыков от лиц, перемещающих товарные потоки через границу.
В начале 1990-х годов ситуация на рынке железнодорожных и автомобильных перевозок характеризовалась двумя разнонаправленными тенденциями: потребность в перевозках со стороны нарождающегося торгового бизнеса резко росла, а обеспечить ее транспортная система распадающегося СССР не могла. Грузовладельцы вынуждены были вести сложные переговоры с представителями других государств СНГ, заключать договоры с исполнителями разных видов транспортных услуг. Тогда и появились структуры, которые обеспечивали оплату стоимости экспортно-импортных перевозок для клиента на различных участках железных дорог, оплачивали услуги портов, проводили таможенные платежи, размещали грузы на складах и так далее.
Среди этих компаний были как государственные, так и частные, вышедшие из тех же государственных экспедиторских предприятий в процессе их реструктуризации. Так, «Союзвнештранс», проведя акционирование, превратился в холдинговую компанию, которая выстроила сеть представительств во всех портах. Ряд специализированных фирм выделился из «Союзтранзита». В октябре 1995 г. образовалась Национальная ассоциация таможенных брокеров (поверенных) − общественная организация, объединяющая таможенных брокеров и перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения. В ее задачи входит содействие развитию предпринимательской деятельности в области таможенного дела, создание благоприятных условий для организации и формирования современной околотаможенной инфраструктуры, защита интересов членов ассоциации. В свою очередь Министерство путей сообщения (МПС) тоже учредило компанию − фрахтового агента «Трансрейл». Аналогичные процессы шли и на региональном уровне. В рамках МПС начали создаваться сервисные центры, которые позже выросли в дорожные центры фирменного транспортного обслуживания. Таким образом, в начале 1990-х годов рынок экспедиторских услуг был фактически сформирован.
Первоначально услуги по декларированию грузов предоставлялись новым российским предпринимателям, так называемыми спецэкспортерами − организациями, занимавшимися внешнеэкономической деятельностью еще во времена советской государственной внешнеторговой монополии и потому обладавшими значительно большими знаниями и опытом в вопросах трансграничной торговли. Правовую основу их деятельности составляло Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине СССР (ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989 г. № 137. В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных требований к такой организации и утверждена форма свидетельства на право декларирования внешнеторговых грузов.
За три года (1989 — 1991) было выдано 62 свидетельства. В тот период на каждой российской таможне действовало в среднем не более 5 фирм-декларантов. Распад СССР и установление границ со странами Балтии придали новый импульс развитию данного вида коммерческой деятельности. С 1992-го по 1994 г. ГТК России выдал уже 384 свидетельства на право декларирования грузов. В последующие годы ежеквартально более ста новых компаний становились декларантами на договорной основе.
Однако эффективность их была далеко не одинакова. Например, в 1996 г. чуть более 10 % от общего количества организаций-декларантов оформили от одной до пяти и более тысяч таможенных деклараций. При этом около 15 % из них оформили менее 10 деклараций. Эти данные указывают на то, что отнюдь не для всех декларирование являлось основным видом деятельности. В ряде случаев эта деятельность дотировалась за счет иных источников доходов, либо фирмы были созданы для осуществления разовых операций, чаще всего противоправного характера.
Таможенный кодекс РФ 1993 г. содержал отдельную главу (гл. 24), посвященную деятельности таможенного брокера. В ней были определены основные требования, предъявляемые к организации, претендующей на получение лицензии таможенного брокера, а также права и обязанности таможенного брокера, рассмотрены случаи, когда лицензия может быть аннулирована, отозвана либо приостановлена, и т.д. К сожалению, в этой главе Таможенного кодекса РФ содержалось слишком много отсылочных норм, а потому Кодекс не мог самостоятельно, без достаточного количества подзаконных актов, регулировать отношения по введению и полноценному функционированию института таможенных брокеров.
В Таможенном Кодексе в редакции 2004 г. таможенному брокеру (представителю) посвящена 15 глава. С учетом всех разработанных нормативных баз и проведенных организационных мероприятий руководство ГТК РФ приняло решение о полной замене к 2000 г. декларантов на договорной основе таможенными брокерами. Работая на данном рынке более 10 лет организации-декларанты создали хорошую базу для построения на своей основе цивилизованного рынка таможенных услуг и становления института таможенных брокеров.
Одним из наиболее радикальных нововведений новой редакции Таможенного кодекса является установление повышенных требований к компаниям, желающим оказывать таможенные услуги − к владельцам таможенных складов и складов временного хранения, таможенным перевозчикам и особенно к таможенным брокерам.
С 1 января 2004 г. лицензирование деятельности данных категорий предприятий отменено, однако право на ведение околотаможенной деятельности и включение её в реестр получили только те компании, которые выполнили требования, установленные в статьях 140 и 339 ТК РФ. А эти требования предусматривают для таможенных брокеров предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму не менее 50 млн. руб. и страхование гражданской ответственности в интересах своего клиента как минимум в размере 20 млн. руб.
Новые суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, установленные для таможенных брокеров, превышают ранее действующие нормы примерно в 200 раз, а страховые суммы — в 20 раз. На начало 2011 г. в связи с законодательными новеллами структура отечественного брокерского обслуживания претерпела определенные изменения. Не все таможенные брокеры (особенно представители малого и среднего бизнеса) смогли выполнить данные требования закона, и вынуждены были либо объединяться, либо покинуть рынок. Таким образом, количество игроков на российском рынке, выполняющих функции таможенных брокеров сократилось при одновременном их укрупнении за счет слияний и поглощений.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Интернет-ресурсы таможенных органов