В последние годы российские средства массовой информации по преимуществу концентрируют своё внимание на негативных явлениях, которыми полнится наша жизнь. При включении телевизора зритель видит на разнообразных каналах новостные и аналитические материалы с отрицательной коннотацией по всему кругу передач – политического, социального, экономического, криминального характера. Поток негатива бывает настолько обильным и зловонным, что часть наших сограждан просто перестаёт смотреть телевизор, ограничиваясь зачастую лишь художественными фильмами и сериалами.
Отечественные законодатели, терпевшие это многие годы, больше не намерены мириться с негативом. Как сообщает «Известия», в Совете Федерации предлагают разработать специальную госполитику для СМИ. Инициатором данного новшества выступил сенатор И.Чернышёв, который предлагает изменить тон многих информационных материалов. С его точкой зрения согласны и другие законодатели, как из Совета Федерации, так и из ГосДумы.
Есть ли здравый смысл в подходах наших парламентариях? Несомненно, так как с военными сводками из зоны боевых действий, преступлениями против человечности, терроризмом, ликвидацией бандитов в районах спецопераций, убийствами в быту, мошенничествами, взятками чиновников и прочими неприятными и даже омерзительными фактами потребители информации встречаются каждый день.
Все эти негативные события густо замешиваются на красивой жизни толстосумов и «звёзд» эстрады, кино, спорта, которые отстраивают свои замки, покупают яхты, бизнес-джеты, спортклубы. Рядовой зритель с недоумением и озлоблением смотрит на все эти излишества и, негодуя, пытается сосчитать, сколько ему денег надо наскрести на очередной платёж за ЖКХ или по банковскому кредиту.
Умиротворить россиян, сделать их менее агрессивными, спокойными и психически уравновешенными предлагается за счёт «фильтрации негатива», освобождения информационных материалов от внутренних раздражителей. Более того, в стране происходит масса событий с положительной эмоциональной окраской – именно им должен быть предоставлен «зелёный свет. Зачем говорить правду, которая неуместна – вопрошают законодатели. Если сказать безногому, что у него нет ног, или незрячему – что он слеп, это будет правдой. Но такая правда будет больше походить на амикошонство, чем мудрость. В этом кратком тезисе и заключается квинтэссенция предложений сенаторов и депутатов.
Надо ли говорить, что все сознательные россияне будут солидарны с законодателями, столь чутко заботящимися о душевном здоровье массовой аудитории. Однако здесь есть и подводные камни, о которые может разбиться российский масс-медийный корабль. Их смысл состоит в следующем:
— в нашей сегодняшней жизни, с её санкциями, войной в Украине, девальвацией рубля, подорожанием товаров, банкротством туроператоров и многим другим, — негатив явно превалирует над позитивом, поэтому косметическими мерами отделаться не удастся;
— негативные прогнозы, новости, аналитика, криминальные события, терроризм – всё это привлекает внимание потребителя гораздо лучше, чем нейтральные или елейные материалы. В условиях, когда СМИ должны зарабатывать на тиражах, читателях, зрителях, трафике, рекламе – позитив не сможет равноценным образом заменить негатив;
— позитивно окрашенные материалы могут восприниматься потребителями и государственными надзорными органами как скрытая реклама и пиар, что чревато штрафами, оправданиями и публичными опровержениями.
Как собираются решать эти вопросы парламентарии в условиях свободы слова и независимых масс-медиа – пока остаётся загадкой. Хотя некоторые варианты есть – например, в обмен на позитив госбюджет будет компенсировать владельцам СМИ выпадающие доходы. Или лояльные государству олигархи купят основные СМИ, которые и будут разбавлять негатив рафинированным сиропом. Будем внимательно следить за разрешением этой непростой проблемы.