Парадокс продавца и покупателя

Информационная экономика нового времени породила весьма интересный феномен, который не наблюдался в традиционных хозяйственных укладах. В сделках купли-продажи всегда была чёткая определённость – какое лицо выступает продавцом продукта, а какое – его покупателем. Например, крестьянин привёз на рынок яблоки, которые собрал в собственном саду. Как собственник, крестьянин устанавливает на имеющийся у него товар цену, которая и является базовой для покупателя. Покупке может предшествовать торг, в результате которого формируется равновесная цена, устраивающая как продавца, так и покупателя.

А может ли в сделках купли-продажи складываться ситуация, когда права собственности продукта определены, но не понятно, кто кому должен платить? Нет, такой ситуации быть не может, — скажет удивлённый читатель, — если, конечно, контрагенты встретились не в сумасшедшем доме. Однако, не будем торопиться с выводами. Представим себе вполне рядовую ныне историю, когда написавший статью или роман автор приходит к издателю с естественным желанием опубликовать своё произведение.

Издатель, не читая рукописи, спрашивает у автора:

— Насколько я понял, вы хотите опубликовать свою работу и получить за это авторский гонорар?

— Именно так, — отвечает волнующийся автор.

— Сожалею, но данный вариант мне придётся отклонить. – говорит задумчиво издатель. – Но готов предложить вам иной подход: вы платите мне деньги за определённый размер тиража, который мы согласуем позже. После завершения редакторской правки, вычитки текста и прочего, мы направим оригинал-макет в типографию, откуда вы и заберёте свой тираж А далее реализуете как вам будет угодно — через Интернет или сеть книжных магазинов.

Если издатель убеждает автора, то последний из продавца превращается в покупателя – мало того, что он написал статью или книгу, он же вынужден оплачивать публикацию.

Следует отметить, что большинство российских научных изданий работает по описанной выше схеме. Сторонний человек, не причастный к издательскому делу, был бы сильно удивлён тому, что есть чудаки, которые пишут научные или литературные труды, а потом сами же платят за них. Это действо, в глазах обывателя, выглядит примерно так же, как и с яблоками, которые крестьянин не только вырастил, привёз на рынок, но и заплатил потребителю, чтобы тот соблаговолил их взять.

Возьмём другой пример. Известного в своей отрасли учёного организаторы приглашают на конференцию, где он должен выступить с докладом. Однако на вопрос о величине вознаграждения и компенсации транспортных расходов, получает ответ, что это он должен заплатить оргкомитету назначенную сумму. Опять возникает парадоксальная ситуация, когда направление движения денег меняет свой вектор, меняя местами продавца и покупателя.

Аналогичные перестановки наблюдаются на телевидении и в иных средствах массовой информации. Редакция приглашает на передачу известную личность (актёра, спортсмена, певца и проч.). Скажем, телеканал РБК приглашает для участия в программе известного фигуриста Евгения Плющенко. Когда Плющенко начинает интересоваться величиной гонорара за участие в программе, посвящённой спортивному бизнесу, телевизионщики удивлённо отвечают, что всё мероприятие бесплатное, так как 20-минутная передача принесёт спортсмену дополнительную известность, станет отличной рекламой и пиар-акцией. Тогда удивляться настаёт черёд спортивной звезды, которая резонно заявляет, что это хороший вопрос – кто кого будет рекламировать. В результате приглашение отклоняется.

Так с чем же имеют дело экономисты – с целым рядом недоразумений и фактами недопонимания, или же с новой тенденцией, когда роли продавца и покупателя определяются не априори, а в результате переговоров? Думается, что новая информационная экономика переворачивает сложившееся привычное понимание сделок купли-продажи. Так, лицо, решившее угостить обедом Уоррена Баффета, платит попутно последнему гигантскую сумму – в 2012 году – 3,5 млн. долл, или 2 млн. 340 тысяч в 2015 году. Отмеченная интересная тенденция пока только ждёт своих исследователей. Как соотносятся вышеприведенные факты с теорией трудовой (или прибавочной) стоимости, теорией предельной полезности или иными доктринами, нам ещё только предстоит узнать.

 

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.