Учение Маркса не было строгой экономической доктриной, следуя которой можно было строить социализм в отдельно взятой стране. Как научная теория марксизм содержал серьезные внутренние противоречия и «встроенные» ошибки, которые при внимательном рассмотрении становились очевидными как сторонникам, так и противникам марксизма.
В частности, К.Маркс закладывал в теоретическую платформу своего учения непримиримость противоречий между трудом и капиталом, в то время как умеренные социалисты называли это простым злоупотреблением, которое можно устранить с помощью законодательных решений.
Сомнительным теоретическим построением оказалась и теория прибавочной стоимости, вывод которой Маркс считал своим основным достижением в «Капитале». Но главное, выводы о создании революционных предпосылок в той или иной стране, явно противоречили практике. Маркс указывал, что могильщиком эксплуататорского класса станет пролетариат, то есть промышленные рабочие, которые появятся в результате индустриализации и промышленной революции в стране. Буржуазии будет нужно все больше рабочих, которые станут нещадно эксплуатироваться. Это вызовет обнищание трудовых масс и взрыв политической активности, которая перерастет в социальную революцию.
Однако пролетарская революция победила в России – типично аграрной стране с преобладающим крестьянским населением, которое, по мнению Маркса, недостаточно революционно. Согласно теории Маркса, революция должна была победить, например, в Англии или США, где противоречия между собственниками предприятий и наемными работниками должны быть максимально антагонистическими.
Таким образом, марксизм как научная доктрина явно давал сбои. Это, скорее, была особая «социальная религия», чем технология свержения эксплуататорских классов и основа формирования новых экономических отношений. Сам Троцкий впоследствии образно указывал на учение Маркса как идеологию. «Кто с помощью марксизма решил построить свечной завод – тот не знает ни марксизма, ни свечного производства» – заявлял Троцкий.
Марксизм пластичен, из него, как из глины, можно лепить разные теории и идеологические конструкции – в зависимости от национальных культур, традиций народов, обстоятельств и особенностей революционной ситуации.
Ленин говорил на этот счет, что марксизм не догма, а руководство к действию. Другими словами, можно использовать марксизм как теоретическую платформу, которую можно подводить под конкретный опыт, практику и определенную систему взглядов.
Именно этой позиции и придерживался молодой революционер Лейба Давидович Бронштейн, который позже стал известен всему миру как Лев Давидович Троцкий. Псевдоним «Троцкий» Бронштейн взял себе по фамилии тюремного надзирателя, находясь в заключении в Одессе.
Собственное понимание идей марксизма привело Троцкого к выдвижению теории «перманентной революции», которую он выдвинул еще в 1905 г. Суть концепции «перманентной» или «ползучей» революции заключалась в том, что вначале происходит буржуазно-демократическая революция, гегемоном которой выступает пролетариат. Далее буржуазная революция перерастает в революцию социалистическую, когда рыночные отношения отвергаются обществом как несправедливые и социально неприемлемые.
Троцкий считал ошибочными построения Маркса и Ленина о возможности победы революции в одной стране. Только одновременная революция во многих странах позволит создать новую экономику на базе планового хозяйства – считал Троцкий. Любую отдельно взятую страну с победившим социализмом объединившиеся капиталисты непременно задавят. «Мы начинаем и продолжаем борьбу на национальной почве в полной уверенности, что наша инициатива даст толчок борьбе и в других странах; а если бы этого не произошло, то безнадежно думать… что, например, революционная Россия могла бы устоять перед лицом консервативной Европы» — писал в 1917 г. Троцкий.
В концепцию перманентной революции Троцкий закладывал модель совсем другого человека, отличного от «хомо экономикус» маржиналистов, где каждый индивид максимизирует выгоды и избегает неэффективных затрат. В этом отношении Троцкий гораздо ближе к лидеру анархистов П.Кропоткину, который наделял людей «инстинктом солидарности» и приводил доказательства тому из мира людей и животных.
Троцкий сформировал новую конструкцию – «человека революционного». Каждый индивид, согласно воззрениям Троцкого, имеет стойкий этический императив «революционного горения», когда все мысли и устремления личности подчинены идее создания нового общества, новой культурной и социально-экономической среды. Общественные интересы ставились гораздо выше личных, а скотские эгоистические инстинкты подавлялись совестью или внешней силой.
Памятуя о марксовом философском тезисе «бытие определяет сознание», Троцкий всячески пропагандировал тезис о воспитании масс в новом, революционном духе. В идеях самого Троцкого и его последователей мы уже не находим гуманизма французских социалистов-утопистов, или рассудительности английских политэкономов, на которых базировался марксизм (о теоретической базе марксизма Ленин написал в своем известном труде «Три источника и три составные части марксизма» — см. рис.1).
Место добровольности и сознательности труда в троцкизме занимает принуждение и концепция «милитаризации труда». Эту доктрину Троцкий впервые выдвигает в период «военного коммунизма», когда деньги почти полностью утратили свое значение, а трудовая повинность стала обычным явлением.
Впоследствии Троцкий решил преобразовать конную армию в армию трудовую. Командиры взводов и отделений становились десятниками и бригадирами в полевых и строительных бригадах, на предприятиях промышленности, транспорта и других отраслях хозяйства. Дезертирство в трудовой армии было значительным, и Троцкий приказал расправляться с беглецами и отказниками самым жестоким образом.
В своих трудах и выступлениях Троцкий всячески пропагандировал «внеэкономическое принуждение», которое характерно не только для военной экономики, но и для победившего социализма. В частности, Троцкий писал: «Вольнонаемный труд взорвал себя в империализме, и тем самым создались условия… для организации на принудительной общественной основе солидарности, т.е. на основе социализма».
Плановая социалистическая экономика базировалась, согласно теоретическим построениям Троцкого, на таких институтах, как нормирование и принудительное распределение государственного заказа по предприятиям и контингентам рабочих. Парадоксально, но при этом Троцкий всерьез рассчитывал на ударников труда, которые должны были получать заработную плату на общих основаниях. На этом поле у Ленина и Троцкого имелись существенные расхождения – Ленин отстаивал принцип дополнительного вознаграждения ударников труда, тогда как Троцкий считал, что это элемент буржуазной системы, которая является рудиментом прошлого.
«Казарменный социализм» Троцкого имел также характер перевоспитания масс в новом, глобальном масштабе. Подобно тому, как Платон предлагал на время брачного периода помещать вместе мужчин и женщин, а потом забирать новорожденных детей у матерей, чтобы родители не знали, кто их отпрыски – и тогда наступало подлинное равенство, Троцкий стремился полностью изжить в советском человеке чувство собственности и жажду наживы.
Его ультралевые принципы реализовывались в предлагаемой экономической политике «первоначального социалистического накопления». Согласно выдвигаемой доктрине, каждый рабочий должен осуществлять жёсткое самоограничение, отказываясь от «излишнего» вознаграждения в пользу развития социалистического хозяйства. Все ресурсы должны быть направлены на инвестиции в светлое будущее. Экономить должна вся страна и каждый отдельный работник.
Сейчас мы отчетливо узнаем в идеях Троцкого политику чучхе, проводимую северокорейскими партийными лидерами в течение последних десятилетий. Железная дисциплина на производстве и в армии, единомыслие и коммунистическое мировоззрение масс – все это выводы троцкистского экономического учения.
Хорошо зная правящую элиту коммунистической партии и способы принятия решений, Троцкий дал точный анализ процессам бюрократизации большевистского движения, возвеличиванию отдельных вождей. По-видимому, Троцкий первым ввёл в обращение термин «сталинизм» и «сталинщина» в его отрицательной коннотации (т.е. негативно окрашенном смысле). Он со свойственной ему эмоциональностью публично обличил Сталина, указав на то, что «сталинизм вырос путём разрыва с ленинизмом». При этом Троцкий убедительно это доказал с помощью исследования экономической политики Сталина 1925-1935 гг.
Обличения «сталинского бонапартизма» не прошли для Троцкого даром. В 1929 г. Троцкий был выслан из СССР. Но и после эмиграции Троцкий продолжал усиленно работать над своей теорией социалистического государства. Его идеи «перманентной революции» активно не нравились многим государственным деятелям из разных стран, которые считали их экстремистскими и террористическими. В то же время в своих публикациях Троцкий продолжал обличать Сталина и его режим, публикуя при этом компрометирующие советского вождя документы.
В итоге в 1940 году по приказу Сталина Троцкий был убит. Но его политическое и экономическое наследие не осталось забытым. Многие идеи Троцкого были взяты на вооружение отдельными политическими лидерами и законспирированными группами, которые и в настоящее время придерживаются теоретических подходов, разработанных Л.Д.Троцким.
Мифологический этап в истории экономических учений
Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии
Экономические учения на базе христианства (Часть 1)
Израиль стало террористическим государством. Но до сих пор умело скрывается за ширмой хорошего человека у которого есть право убивать несогласных с его политикой.
Россия
Что то явно не не то, недостойное Института. После «военного коммунизма», от которого Троцкий в феврале 1920г предложил отказаться (за год до Ленина), ни о каком внеэкономическом принуждении у Троцкого речи не было. 11 против 4 голосовали против в 1920 против Троцкого. (Год до 21г он пытался под крика «ура» осуществлять по настоянию Ленина, Бухарина и пр. идеи военного,коммунизма, за что его потом лицемерно ругали, а Сталин, так эти его действия и принял в дальнейшим за основу).Сочетание рыночной и плановой экономики — основное в трудах его и Преображенского. Интеграция в мировую экономику для предотвращения последующих сталинских ужасов. ПОСЛЕ ГОДА, КОГДА ЛЕНИН ПРИНЯЛ ЕГО ПРОГРАММ- предлагал планомерное развитие экономки путем тщательного развития и согласования разных отраслей, полное исключение административного воздействия на крестьян, самостоятельности предприятий и хозрасчета, допущение длительного существования индивидуального сельского хозяйства, наряду с пропагандируемым после примеров с наличием современной сельскохозяйственной технике коллективного. Короче полное нежелание авторов разобраться в суте вопроса и желание повторять «полусталинские» мерзости.