Сегодня на встрече со студентами и преподавателями Дальневосточного федерального университета президент России впервые заговорил о необходимости сокращения расходов государственного бюджета. Это произошло в первый раз после переизбрания В.В.Путина в 2012 году. Во время предвыборной кампании и в последующих выступлениях глава государства говорил только о наращивании расходов федерального бюджета – на оборонные нужды, на повышение зарплат бюджетникам, на различные социальные программы.
И В.В.Путин, и Д.А.Медведев еще недавно с гордостью указывали на то, что в отличие от многих западных стран, сокращавших в период кризиса расходы бюджета на образование, пособия, увеличивавших пенсионный возраст, снижавших зарплаты и бонусы чиновникам, Россия продолжает наращивать ассигнования на социальные нужды.
Однако такая политика все больше заводила страну в тупик. Темпы экономического роста в 2013 году неизменно сокращались из квартала в квартал, перестали расти и доходы населения. Вместе с тем наступление правительства на индивидуальных предпринимателей и малый бизнес привело к ликвидации примерно 700 тыс. ИЧП. Прогнозы Минэкономразвития на конец года после ряда пересмотров достигли уровня в 1,8%, тогда как на начало года планировался рост ВВП в 3,6% (а по промпроизводству 2%). Об ошибочности этого прогноза мы говорили ранее.
Теперь, когда ситуация стала динамично ухудшаться, В.Путин был вынужден упомянуть о снижении расходной части бюджета. В своем выступлении глава государства не стал конкретизировать статьи, по которым будет произведено секвестирование расходов. Он лишь уточнил, что в связи с ухудшением мировой конъюнктуры рынка и европейским экономическим спадом руководству страны придется скорректировать экономическую и социальную политику.
Несмотря на негативную эмоциональную окраску сделанных заявлений, следует оценить намерения Путина как правильные в хозяйственном смысле. Тем более, что России есть на чем экономить.
Так, весьма сильно раздуты бюджеты на оборонно-промышленный комплекс и силовые ведомства. Затраты по данным статьям следует пересмотреть и реструктурировать – с переносом запланированных расходов на более отдаленные периоды.
Желательно пересмотреть объемы финансирования внешнеполитической деятельности – в том числе программы финансовой помощи Южной Осетии и Абхазии. Более выверенной должна стать экономическая политика в отношении Белоруссии и Таможенного союза в целом. (Напомним, что Таможенный союз в 2013 году стал для России убыточным – потери нашей страны только за первое полугодие составляют примерно 40-45 млрд. руб.).
Известный потенциал несет в себе сокращение расходов на государственные вузы, которые поглощают значительные суммы финансовых средств. Их место должны занять частные образовательные учреждения, в большей степени ориентированные на потребности хозяйственной системы.
Все еще не реализованным остается потенциал приватизации крупнейших госкорпораций, которые превратились в хозяйственных монстров, препятствующих нормальной конкуренции, и подавляющих малый и средний бизнес. Уровень зарплат в этих организациях (включая Центробанк), подлежит сокращению минимум в 2 раза с одновременной оптимизацией численности сотрудников.
Правительству следует безотлагательно продолжить реформирования отрасли здравоохранения, создавая надлежащие условия для развития малых форм предпринимательства в этой важнейшей сфере. Частный сектор медицины должен быть сопоставим по объемам с муниципальным и государственным сектором.
Перечень мер можно продолжить и далее, упомянув завышенные зарплаты депутатов, чиновников, судей и прочих привилегированных контингентов. Если правительство не сделает этого в плановом порядке, это произойдет в стихийных формах. Здесь уместно вспомнить стоиков, которые говорили: «Желающего судьба ведет, нежелающего тащит».
Учитывая это изречение, следует отметить правильность позиции В.Путина, который перестал упрямо игнорировать надвигающуюся опасность. Да, предлагаемые меры вряд ли добавят главе государства, правительству и Госдуме популярности. Однако затягивание рестрикционных мер может обернуться кумулятивными кризисными явлениями, которые будут нарастать, как снежный ком.
Одно только заявление о необходимости экономить и жить по средствам из уст главы государства будет иметь эффект вербальной интервенции. Российские и иностранные экономические субъекты будут более позитивно оценивать хозяйственные перспективы России, корректировать свои планы в сторону улучшения бизнес-климата и снижения рисков.
Тем не менее, одними словами уже ограничиваться нельзя. Комплекс конкретных мер должен быть опубликован и принят к реализации. Это увеличит степень доверия к власти, поможет вернуться стране к нарастающим темпам роста ВВП.