Первая модель коммерческого спорта стала зарождаться в России в середине XIX века, когда для этого сформировались необходимые условия и предпосылки. В частности, для самоокупаемого спорта нужны были потребительские контингенты в виде зрителей, готовых платить за зрелище. Но публику надо было где-то собрать, разместить, усадить, создать более или менее комфортные условия для просмотра.
Однако вплоть до начала ХХ века в России стадионов не существовало — первый стадион под названием «Спортивное поле» появится в Киеве в 1912 году (о становлении индустрии спортивных сооружений мы подробнее скажем ниже), не было специальных арен с трибунами, раздевалками и прочей инфраструктурой.
В таких условиях, без государственной поддержки, выход был всего один – проводить спортивно-развлекательные представления на временных площадках (оборудованных на рынках или ярмарках) или в условиях мобильных цирков с разборными конструкциями (цирков-шапито).
Ярмарки или городские рынки всегда собирали большие массы народа, прибывавшего на торговые площади для купли-продажи товаров и увеселений. Представители всех сословий спешили сюда на светские и религиозные праздники, приходили поглазеть на заморские чудеса, диковинные товары, на карликов и силачей-гигантов, готовых удивлять и восхищать почтеннейшую публику.
Всего же в России к середине XVIII века насчитывалось до 800 пунктов ярмарочной торговли, где ярмарки (их тогда ещё называли ярмонки) проводились от одного до нескольких раз в год, а их продолжительность колебалась от нескольких дней до нескольких месяцев (подробнее см. Русская ярмарочная торговля). К середине XIX века в связи с ростом городов и населения в Российской империи, количество ярмарок, торгующих и посетителей мест торговли ещё более возросло.
Под многолюдные ярмарки подстраивали свой бизнес и организаторы циркового бизнеса. Они ставили свои полотняные шатры в непосредственной близости от торговых рядов и приглашали любопытствующих за определённую плату полюбоваться на незабываемое зрелище.
Стоит отметить, что иногда, в пределах крупных городов, размещались практически стационарные цирки, но это было не всегда целесообразно и выгодно из-за сезонности (зимой в полотняных шатрах было холодно), а также из-за ограниченного спроса (посмотревшие единожды программу люди повторно шли на представление с меньшей охотой).
Передвижной характер цирков позволял получать прибыль даже там, где спрос был небольшим из-за недостаточной платёжеспособности населения и ограниченности числа нерабочих дней. При этом гастрольный тип выступлений знакомил сразу многие города с выступлениями силовых гимнастов, борцов и развлекательных атлетов. Естественно, это была гораздо более эффективная реклама спорта, нежели в стационарных цирках.
В цирковые труппы развлекательного атлетизма вначале набирали людей, имевших исключительные природные данные. Часть из них не знала и не применяла специальных методов тренировки и поддержки спортивной формы. Одним из таких атлетов-уникумов был, например, Тимофей Бакулин, выступавший под артистическим псевдонимом Великан Силинский (от слова сила). Необыкновенный рост в 2 метра 40 сантиметров (см. фото слева) уже сам по себе был привлекательным элементом (ай-стоппером – как выражаются современные маркетологи).
К гигантскому росту добавлялись и прочие, не менее удивительные характеристики – вес в 208 кг, сила (Тимофей на арене мог побороть взрослого медведя или разбивать огромные валуны), выступление в паре с акробаткой Полиной ростом в 1 метр также захватывало публику. Легендарными стали и рекорды Силинского вне цирковой арены – в часы отдыха он мог выпить 6 литров водки и 20 бутылок пива на глазах изумлённых зрителей.
Демонстрация неимоверной силы привлекала к цирковому атлетизму большое число последователей, которые стремились путём тренировок достичь видимых результатов. Надо сказать, что многие знаменитые атлеты конца XIX и начала ХХ веков начинали свой профессиональный путь именно так – тому яркий пример Александра Засса (Железного Самсона), который после посещения с отцом цирка стал серьёзно заниматься силовой атлетикой (см. фото, на котором А. Засс поднимает лошадь).
В противоположность направлению «природных силачей» в недрах циркового атлетизма стало набирать обороты и другое направление, в основу которого были положены научные основы тренировки. Для этих атлетов хотя и сохранялись необходимые атрибуты цирковых выступлений – звучные псевдонимы и артистические имена, перевязи с медалями и наградами, красочные костюмы в стиле Геракла и Ильи Муромца (до сих пор эту традицию эксплуатирует Голливуд в образах Бэтмена, Супермена, Человека-паука, Женщины-кошки и т.д.), но появились и новые тренды. Помимо силовой акробатики и силового жонглирования стали постепенно проводиться чемпионаты среди борцов. И это были уже не постановочные схватки для зрителей (по типу современного американского рестлинга), а закрытые для публики встречи «по гамбургскому счёту».
Огромную роль в этом направлении сыграл Владислав Францевич Краевский. По сути дела, именно его называют «отцом русской атлетики», поскольку именно он выступил в лице организатора, методолога тренировки и пропагандиста тяжёлой атлетики в России. Через его атлетический клуб прошли многие выдающиеся личности и атлеты того времени.
Немало сделал В.Ф. Краевский и для развития отечественного велосипедного спорта.
Следует подчеркнуть, что такие выдающиеся борцы и атлеты как Иван Поддубный, Георг Лурих, Иван Заикин, Александр Засс, Георг Гаккеншмидт и другие спортивно-цирковые знаменитости сами выступали живой рекламой греко-римской борьбе, тяжёлой атлетике, здоровому образу жизни. Они внесли огромный вклад в становление не только российской, но и мировой экономики спорта. Их победы и внешний вид настолько увлекали молодёжь и юношество, что многие тысячи людей хотели посвятить себя спорту. В этот период у физкультуры и спорта появились многочисленные почитатели, болельщики и зрители.
Широкую известность и славу российских атлетов заметили представители прессы, торговли и промышленности. Узнаваемые персоны стали использоваться в различных рекламных кампаниях, в пропагандистских целях, в репутационном менеджменте, во всём том, что сейчас мы называем пиаром.
Несомненно, современный читатель или студент выразит удивление и недоумение — почему Российское государство практически никак не помогало вырасти отечественному спорту из частнопредпринимательских инициатив в широкомасштабное народное движение – как это сделали коммунистические власти в 1920-1930-х годах? Ответ будет достаточно банальным и простым: царскому правительству в конце XIX и начале ХХ века везде мерещились революционеры (иногда небезосновательно), которые под эгидой яхт-клубов, велосипедных, беговых и атлетических объединений вынашивали свои террористические и политические планы. Поэтому, несмотря на очевидную пользу распространения полезных знаний о здоровом образе жизни, о культуре тела, о тренировочных занятиях, о противодействии вредным привычкам, существенных инвестиций в спорт так и не последовало.
Что же касается частных капиталовложений в физкультуру и спорт, то они имели место, но были до 1914 года недостаточными. Перелом в этом деле произошёл после Первой мировой войны и Великой Октябрьской революции, когда частнопредпринимательскую модель циркового типа сменила мощная государственная программа, которая реализовывалась в рамках культурной революции, эмансипации женщин, развития физического и творческого потенциала пролетарских масс.