Термин «туризм» происходит от французского слова tourisme, которое означает путешествия, сочетающие отдых с элементами спорта и образовательными и просветительными задачами. Спортивный туризм представляет собой составную часть внутреннего и международного рынка туристических услуг, является его существенной и неотъемлемой частью. Основной движущей силой спортивного туризма является:
— во-первых, потребность лично присутствовать на тех или иных спортивных соревнованиях, проходящих в различных регионах страны или странах мира (участники спортивного туризма выступают в данном случае как болельщики);
— во-вторых, желание приобщиться к физической культуре и спорту или стать участником каких-либо спортивных мероприятий или соревнований (здесь участники спортивного туризма выступают в качестве спортсменов или физкультурников).
Эти две крупнейшие группы участников составляют основу спортивного туризма. В настоящее время миллионы людей перемещаются по странам и регионам с целью принять непосредственное участие в спортивных и зрелищно-массовых мероприятиях, напрямую связанных со спортом. Такая значительная миграция имеет для экономики страны (или региона)-организатора огромное хозяйственное значение (см. рис.2.5).
В первую очередь, позитивные перемены сказываются на рынках труда. В частности, создаются новые рабочие места во многих отраслях экономики, улучшается инфраструктура туристического комплекса, качество обслуживания клиентов, платёжный баланс региона и многие другие микро- и макроэкономические показатели.
Рассмотрим более детально механизмы воздействия спортивного туризма на экономику страны или региона, которые регулярно проводят те или иные спортивные мероприятия.
- Транспортная система. Очевидно, что массам болельщиков, спортсменов и тренеров необходимо каким-то образом передвигаться к месту проведения соревнований. Функцию доставки людей к месту назначения выполняет транспортная система. Таким образом, болельщики, спортсмены, тренеры, технический персонал, спортивные журналисты и комментаторы на определенный период времени становятся пассажирами на морском, речном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Удовлетворяя потребности пассажиров в перевозках, транспортная система взамен получает прибыль от продажи билетов. Из полученной прибыли транспортные предприятия уплачивают налоги, что пополняет местные бюджеты и даёт возможность властям улучшить благосостояние проживающего в регионе населения.
Кроме того, создавая спрос на перевозки, спортивный туризм формирует основу для создания новых рабочих мест на транспорте, – создаются новые маршруты, увеличиваются транспортные потоки, строятся новые вокзальные комплексы. Одновременно повышение спроса на рабочую силу ведет к увеличению заработной платы в данной отрасли.
- Гостиничный бизнес. Прибывшим к месту проведения соревнований спортсменам и болельщикам необходимо где-то остановиться для временного проживания. Услуги по предоставлению временного жилья предоставляет гостиничный комплекс, в который входят отели с различным набором услуг и качеством обслуживания, мотели, кемпинги и туристические базы. Спрос, предъявляемый болельщиками и спортсменами на услуги гостиничного комплекса, преобразуется в конечном счете в новые рабочие места, приносит региону-организатору денежные и валютные поступления, так как болельщики-туристы, как правило, совмещают посещение спортивных соревнований с отдыхом, экскурсиями, шопингом и культурным досугом. Естественно, на все эти мероприятия они тратят деньги, которые остаются в регионе.
- Сувенирный и экскурсионный бизнес. Прибывающие в места проведения соревнований любители спорта хотят приобрести себе какие-либо сувениры на память о поездке, о городе-организаторе, спортивном клубе, команде, том или ином турнире, спортсооружении, игроке или тренере, предприятии спортивной индустрии. Эти запросы удовлетворяет сувенирный и экскурсионный бизнес. Как отдельное направление можно выделить коллекционирование значков, марок, логотипов, автографов атлетов, талисманов соревнований, элементов спортивной формы знаменитостей, уменьшенных копий кубков и т. д.
- Спортивные сооружения. Проведение современных крупных соревнований (чемпионатов, кубковых матчей, спартакиад, олимпиад) немыслимо без соответствующим образом спроектированных и построенных спортивных сооружений – стадионов, бассейнов, велотреков, автодромов, лыжных трамплинов, спортивных залов и иных компонентов инфраструктуры спорта. Новейшие спортивные сооружения данного типа, как правило, представляют собой технически сложные конгломераты. Их производство требует больших затрат интеллектуального труда и капиталов. Это обстоятельство напрямую отражается на рыночной стоимости спортивных сооружений, – цена современных спортивных комплексов и сооружений составляет десятки миллионов долларов, а стоимость крупных объектов может достигать сотен миллионов и даже миллиарда долларов.
Конечно, финансовые инвестиции в современные спортивные сооружения – дело непростое и дорогостоящее, в связи с чем все нюансы проектов в данной сфере тщательно готовятся и просчитываются. Однако выгоды от осуществления таких инвестиций обычно многократно превышают затраты. Причем получаемые выгоды имеют двоякий характер:
- Во-первых, сделанные в спортивные сооружения инвестиции приносят прямую прибыль и окупаются в течение ближайших 4-5 лет;
- Во-вторых, имеют косвенный характер, то есть в промежутках между проведением крупных соревнований построенные спортсооружения используются местными спортсменами и физкультурниками, что укрепляет их моральное и физическое здоровье и приводит, в конечном счете, к повышению производительности труда и росту благосостояния граждан данной территории.
Кроме отмеченных нами выше сфер экономики спортивный туризм оказывает также благоприятное воздействие на другие секторы хозяйственного комплекса. В частности, спрос со стороны туристов на сувениры, питание, экскурсии, развлечения приводит к существенному развитию торговли и предпринимательства в сфере обслуживания, в расчетно-банковском секторе, в рекламном бизнесе и сфере общественного питания. Очевидно, что весь предъявляемый спрос находит свое отражение в появлении новых рабочих мест и повышении уровня оплаты труда.
Так, например, Чемпионат мира по футболу-2002 в Южной Корее и Японии принес организаторам 14 млрд. долл. чистой прибыли, 10 стадионов мирового уровня, создал 500 тыс. рабочих мест.
Кроме того, процесс появления новых рабочих мест сопровождается так называемым «эффектом мультипликатора», когда инвестиции в одну сферу экономики вызывают увеличение занятости и увеличение доходов не только в ней, но и других отраслях хозяйства. Например, прибывшие на соревнования спортсмены, тренеры, болельщики, журналисты и обозреватели предъявляют спрос на продукты питания. Покупая эти продукты, они создают спрос на продукцию аграрного производства, и уже сельское хозяйство получает толчок к развитию.
Нельзя не отметить и тот факт, что в процессе зарубежных поездок люди знакомятся с культурой, обычаями и традициями других народов, налаживают личные контакты между собой, начинают лучше понимать друг друга.
Конечно, спортивный туризм порой несет с собой и некоторые негативные проявления – такие, как столкновения болельщиков разных команд или хулиганские выходки сторонников проигравших спортсменов. Следует также иметь в виду, что не все крупные спортивные форумы мирового уровня окупаются. Иногда бывает так, что спустя буквально несколько месяцев дорогостоящие объекты просто бросаются — тому примеры с бразильской Олимпиады-2016 и Чемпионата мира по футболу 2014 года (см. Судьба спортивных объектов в Рио после Олимпиады-216).
Однако все эти отрицательные явления не могут поставить под сомнение огромную разноплановую пользу от спортивного туризма.