Рыночная система, функционирующая при ограниченном вмешательстве государства в процессы регулирования доходов между участниками хозяйственных отношений, допускает значительную дифференциацию распределения средств. Это означает, что одни субъекты рынка получают очень высокие вознаграждения и прибыли, и, соответственно, имеют высокий уровень потребления и сбережений; другие – получают низкие доходы, практически не имеют сбережений и находятся за чертой бедности (таковых в России на конец 2017 года свыше 20 миллионов человек). Кроме того, те граждане, которые потеряли работу, получили инвалидность, профессиональные или иные заболевания, фактически оказываются без средств к существованию и вынуждены пребывать в нищете, или же становиться на криминальный путь. Бедность значительной части населения, таким образом, провоцирует высокий уровень преступности в стране и напряжённую социальную обстановку в обществе.
В ХХ столетии во многих развитых странах стала осознаваться необходимость исправления сложившегося положения и устранения крайней поляризации общества. При этом пути по улучшению социально-экономической структуры общества в различных странах были выработаны самые разнообразные. Одни страны пошли по пути постепенной «социализации» нерегулируемой рыночной экономики, постепенно накапливая опыт социальной защиты граждан и дальнейшего воплощения этого опыта в законодательные акты (в этом «эволюционном» направлении продвигалась Швеция, Франция, Великобритания и ряд других государств). Другие страны, – в первую очередь, Россия, – пошли по пути радикальной ломки существующих социально-экономических отношений и формированию новой системы социального устройства общества, в котором права всех членов общества были равны. В частности, всем членам общества были гарантированы право на труд, на отдых, на социальные пособия и пенсионное обеспечение.
Реальная хозяйственная жизнь многих стран мира показала преимущества «эволюционного» пути развития общества по сравнению с революционной ломкой социально-экономических отношений. Выяснилось, что всеобщая уравнительность в доходах ведет к угасанию стимулов к труду, – экономика становится «застойной» и неэффективной. Следовательно, в социально-экономических отношениях необходимо сохранять, с одной стороны, известное неравенство в доходах, с другой – следует обеспечить гражданам определённый уровень социальных гарантий. Такая система предоставления социальных гарантий получила в мировой практике название системы социального обеспечения или социальной защиты, которую обеспечивает гражданам государство, общественные и частные институты. Социальная защита, таким образом, это комплексная система, которая включает в себя:
- Совокупность правовых гарантий гражданам в части социального обеспечения;
- Подсистему мероприятий по обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан;
- Подсистему социального страхования работающих граждан;
- Подсистему контроля за соблюдением прав граждан в сфере социального обеспечения.
Конкретные меры по социальной защите выражаются в материальной помощи малообеспеченным гражданам и многодетным семьям, выплате пособий по старости и инвалидности, выплате стипендий учащимся и студентам, в обеспечении бесплатного медицинского обслуживания, профессионального обучения, трудоустройства. Государство также обеспечивает за счёт бюджетных средств функционирование детских домов, интернатов, домов престарелых и других учреждений социальной защиты.
Наличие системы социальной защиты можно объяснить также на аналогии со спортом. Как нами отмечалось выше, рыночная экономика базируется на конкуренции. В хозяйственной жизни общества, также как и в спорте, отдельные экономические субъекты постоянно соперничают друг с другом. Причём различные рынки представляют собой как бы разные виды спорта, со своими собственными правилами и особенностями. Победившим в конкурентной борьбе достаются призы в виде высокой заработной платы, престижных домов, автомобилей и других экономических благ. Проигравшие временно довольствуются меньшим, но в то же время продолжают и даже усиливают борьбу за первенство.
Однако полноценно участвовать в конкурентной борьбе могут только физически здоровые и подготовленные люди. Если спортсмен нездоров или травмирован (не соответствует весовая категория или возрастная группа), он не может принять участие в соревновании. Примерно такая же ситуация складывается и в экономике, — в любом обществе всегда имеются люди, которые не могут на равных конкурировать с другими участниками рынка. Но, как известно, рынок вознаграждает только победителей. Таким образом, если критерием отбора выступает только рынок, появляются большие группы граждан, которые вынуждены пребывать в бедности или даже в нищете. Очевидно, что с точки зрения цивилизованного общества данный подход совершенно неприемлем. Те люди, которые еще не могут участвовать в рыночной конкуренции (дети или инвалиды с детства), а также те, которые уже не могут (престарелые, инвалиды) должны жить на иных условиях, чем все остальные граждане. Каковы конкретно эти условия, определяется уровнем благосостояния и гуманизма того или иного общества.
Необходимо в то же время подчеркнуть, что система социальной защиты распространяется не только на малообеспеченные слои общества, инвалидов, пенсионеров, а также отдельные слои населения, не включенных в общественное производство (детей, учащихся школ и техникумов, студентов вузов). В сферу деятельности социальной защиты попадают также и работающие граждане, – в первую очередь лица, работающие по найму. Социальные гарантии работающим выражаются в законодательном регламентировании продолжительности рабочего дня и отпуска, в части оплаты отработанного времени и больничных листов, установлении минимальных ставок заработной платы и ряде других положений.