Иерусалимский футбольный клуб «Бейтар», известность которого практически не выходила за пределы Израиля, в последний год стал известен всему миру. Причиной тому стала не ошеломительная игра клуба, который стал непревзойденным чемпионом, а скандальная история, сделавшая клуб ньюсмейкером футбольных новостей.
В данном случае мы имеем дело с классической раскруткой пиар-кампании, основанной на негативных событиях. Фабула событий интересна и оригинальна по своему замыслу и исполнению.
Все началось с того, что владелец футбольного клуба «Бейтар» Аркадий Гайдамак решил усилить состав команды двумя игроками из грозненского «Терека» — Джабраилом Кадиевым и Зауром Садаевым. Однако болельщики «Бейтара» выразили свое крайнее недовольство появлением в составе команды спортсменов-мусульман, о чем и было заявлено Гайдамаку.
Однако владелец клуба решил не обращать внимания на протесты фанатов и не стал пересматривать принятого решения. Чеченские игроки остались в команде. Но на этом дело не кончилось. Возмущенные тем, что их пожелания игнорируются, болельщики «Бейтара» напали на помещение клуба, разгромили и сожгли командный музей, в котором хранились награды и историко-документальные материалы.
Особенно сильные нападки испытал на себе А.Гайдамак после разгромного поражения «Бейтара» от «Маккаби». Социальные сети, блоги и форумы болельщиков, комментаторов и граждан многих стран буквально кишели оскорбительными замечаниями, нелестными сравнениями и просто бранью в адрес владельца клуба. Психологическое давление на Гайдамака достигло такого уровня, что появились слухи о возможной перепродаже клуба другому владельцу.
Пока данных о возможной продаже нет. Возможно, что она и не состоится. Но нам важен не сам факт неприятия болельщиками игроков другой национальности и вероисповедания (кстати, аналогичный эпизод был и в истории питерского «Зенита», когда болельщики стали требовать от руководства клуба удалить из команды чернокожих атлетов и людей нетрадиционной сексуальной ориентации).
Важно другое. Как можно было без финансовых затрат, специально организованной рекламной кампании сделать клуб «Бейтар» известным на весь мир? Оказывается, с точки зрения пиара, это не так уж и сложно. Возникший информационный шум, внимание прессы, блогеров, обсуждение в соцсетях, создало такую мощную поддержку участникам событий, что и сам клуб, и его владелец (прослывший теперь борцом за равенство атлетов), и, конечно, чеченские футболисты Д.Кадиев и З.Садаев – теперь узнаваемые международные персоны. Их личный гудвилл настолько серьезно вырос, что каждый из них может написать бестселлер, сняться в кино, вести телепередачу или иным образом привлекать публику.
Мы помним, что примерно так же создавался брэнд «Pussy Riot». Из небольшого инцидента с непристойными плясками девушек в храме возникла огромная пиар-кампания, которая сделала участниц «панк-молебна» борцами за свободу и номинантами многих международных премий.
Вполне возможно, что случай с иерусалимским «Бейтаром» станет не просто примером для спортивных менеджеров, изучающих PR-технологии, но и реальной практикой расширения известности за счет скандальных информационных поводов. Это весьма удобно и эффективно – финансовых затрат почти не требуется, а результат огромен по своим масштабам. Позже останется лишь монетизировать известность, превращая ее в денежные знаки.