Известно, что новое большевистское правительство, пришедшее к власти в России после октябрьской революции 1917 года, было решительно настроено против духовенства. Считалось, что представители основных религиозных конфессий Российской империи помогали царизму держать народ в повиновении, одурманивали разум и души трудящихся масс. А раз так, то следовало оказывать церкви активное противодействие, вести обширную пропагандистскую работу по разрушению религиозного мировоззрения, заменяя его кодексом строителя коммунизма.
Не обошла стороной такая работа и Воронежскую область. Советская власть в губернском центре и в районах энергично включилась в то, что сейчас мы называем «чёрным пиаром» или «промыванием мозгов». Если говорить более конкретно, то работа состояла в следующем.
В эти дни, с 24 декабря 1926 по 8 января 1927 года, в Воронежской губернии проводился «Двухнедельник безбожника». Смысл проведения «Двухнедельника» заключался в активизации атеистической работы среди населения, распространении листовок и плакатов обличительного и антирелигиозного содержания, разоблачении служителей культа как пособников царизма и контрреволюционных сил.
Следует отметить, что с декабря 1922 года в стране стала издаваться газета «Безбожник», которая являлась печатным органом специально созданной организации – «Союза воинствующих безбожников». Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» и «Безбожник у станка». Издавались также и многие другие печатные издания – «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юный безбожник» на русском и языках народов СССР. Издательство «Безбожник» (впоследствии — Государственное издательство антирелигиозной литературы (ГАИЗ)) выпустило огромное количество атеистической литературы.
В Воронеже пролетариат также выступал с разными инициативами снизу против церкви, по отмене «поповских праздников» и переплавке колоколов для нужд народного хозяйства.
Так, областная газета «Коммуна» от 24 декабря 1929 г. в статье «Запретить колокольный звон» писала следующее: «Во время прошлых перевыборов горсовета избиратели настаивали на запрещении в городе колокольного звона. Особенную настойчивость проявляли школьники, рабфаковцы и медработники, так как колокольная трескотня, в особенности в дни церковных праздников, определенно мешает работе школ и больниц. Вообще, о колоколах следует подумать. Многие рабочие собрания на предприятиях Воронежа выносили требования о сдаче колоколов Рудметаллторгу. Проведение в жизнь этого мероприятия по 25 воронежским церквям, дало бы примерно 6 тысяч пудов меди, столь необходимой нашей промышленности. Не пора ли освободить Воронеж от «колокольного шума», а заодно и внести ценный вклад в дело индустриализации страны?» — такие вопросы беспокоили тогда воронежскую общественность.
Свои пропагандистские идеи коммунисты Воронежа решили подкрепить целым рядом практических мер – таких, как радиолекции, театральные постановки, выпуском разоблачающей православие литературой и даже созданием антирелигиозного музея в центральной части столицы Черноземья. Осуществлялись и такие публичные акции, как вскрытие мощей святого Митрофания (где присутствовало в 1930 г. 25 тыс. воронежцев) и Тихона Задонского — о чём писала газета «Коммуна» от 7 января 1930 г.
Помимо этого, 13 апреля 1933 года, в Воронеже, в здании бывшей Покровской церкви, был с помпой открыт антирелигиозный музей. В тридцатые годы музей пользовался большой популярностью у жителей и гостей города, так как идеологическая пропаганда против церкви шла полным ходом.
Однако существование музея как самостоятельного культурно-просветительного учреждения оказалось недолгим. В суровое время Великой Отечественной войны он был объединён с областным краеведческим музеем и после войны уже не возродился вновь.
Справедливости ради надо подчеркнуть, что начиная с 1990-х годов воронежские власти и общественность приложили огромные усилия для восстановления существовавших церквей и постройки новых храмов. Так, была отреставрирована старейшая в городе Успенская Адмиралтейская церковь вместе с мемориальным комплексом на набережной водохранилища (см. фото выше). Вместо снесённого в 1959 году Смоленского собора к началу 2000-х годов был возведён в Первомайском парке не менее величественный Благовещенский кафедральный собор (см. фото внизу).
Источники:
- Государственный архив Воронежской области, ф.1, оп.1, д.2088, л. 81.
- Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.181.
- Покровская церковь Воронежа как антирелигиозный музей
- «Похороны богов»: вскрытие мощей святого Митрофания