Предпринимательство как вид деятельности

Предпринимательство как институция и вид человеческой деятельности неубиваемо и вечно. Даже в самых суровых условиях и жесточайших внешних ограничениях люди не прекращают делать бизнес – будь то время кровопролитной войны, условия режимной тюрьмы, эпоха репрессий или военного коммунизма. Стремление улучшить своё материальное, финансовое и статусное положение, извлечение выгоды из сделок купли-продажи толкает индивидов на рискованные операции, экстравагантные и сомнительные поступки, а подчас и преступления. Как тут не вспомнить знаменитого Адама Смита, считавшего экономику нравственной наукой.

Но всё же желание разбогатеть, вырваться из цепких лап бедности, снискать общественное уважение и признание подвигает предпринимателей на изобретения и внедрение инноваций, развитие новых отраслей производства, финансовой сферы, науки, техники, технологий.

Но не одна лишь жажда наживы движет предпринимателями. Побудительными мотивами для занятия бизнесом могут быть любовь и ревность, зависть и самоутверждение, отсутствие работы по найму и неуважение окружающих. Если копнуть в более глубокие слои человеческой психики, то можно говорить о предпринимательстве как выходе творческой, физической и мыслительной энергии масс. Лев Гумилёв называл эту энергию пассионарной, а её носителей пассионариями. В известном смысле все предприниматели пассионарии, а выход накапливаемой в обществе энергии происходит через бизнес, который необратимо меняет жизнь социума. Вкусившие дух свободы и частной инициативы люди начинают смотреть иначе и на политические процессы: замечено, что предприниматели голосуют за депутатов, мэров, губернаторов не совсем так, как это делают бюджетники и лица, работающие по найму. Так что будет правомерно говорить, что предпринимательство меняет и политическую систему государства. Правда, здесь остаётся вопрос — в каком направлении — в позитивном, с развитием конкуренции, малого и среднего бизнеса (МСП), или в сторону олигархии, где супербогатые люди, «владельцы заводов, газет, пароходов», на корню скупают народных избранников, силовиков, судей, органы исполнительной власти.

Говоря о предпринимательстве, мы не можем не упомянуть и такую категорию лиц, которая занимает промежуточное положение между предпринимателями и людьми, работающими по найму. До последнего времени российское государство и отечественные законодатели не обращали внимания на лиц, которых ныне стали именовать самозанятыми. Правовая система России исходила из того, что таковые где-то существуют, но их экономический и социальный вес незначителен. Однако к 2017 году представители различных министерств и госструктур стали оценивать число самозанятых в рекордные цифры – от 14 до 22 миллионов человек.

Иными словами, множество людей в современной России фактически относится к промежуточной категории протобизнеса, занимающиеся коммерческой деятельностью по совместительству, эпизодически, без официальной регистрации и уплаты налогов (см. рис.1).

Рис.1. Схема формирования питательной среды предпринимательства за счёт самозанятых лиц.

Рис.1. Схема формирования питательной среды предпринимательства за счёт самозанятых лиц.

На представленной выше схеме слой самозанятых находится между такими стратами, как «Предприниматели» и «Наёмные работники». И это не просто транзитный элемент, сквозь сито которого движутся восходящие и нисходящие потоки, это ещё и питательная среда бизнеса, или, говоря одним словом, протобизнес.

Термин протобизнес означает, что в недрах этого социально-экономического пространства циркулирует достаточно большое количество граждан страны, находящихся в поиске карьеры и жизненного пути. Кто-то пробует себя на предпринимательской стезе вынужденно, из-за нехватки денежных средств или из-за неудовлетворённости своим текущим состоянием, кто-то из специалистов пытается уйти «на вольные хлеба», покидая госслужбу, лечебное или научное учреждение, а кто-то – как, например, студенты, пытается нащупать дорогу в более активную, интересную и обеспеченную жизнь.

Специфической особенностью среды протобизнеса является то обстоятельство, что активные (пассионарные) люди, пытающиеся встроиться в предпринимательское сообщество, сталкиваются с рядом труднопреодолимых препятствий, в число которых входят:

— отсутствие сколько-нибудь значительного первоначального капитала;

— неимение опыта взаимодействия с производителями, потребителями (покупателями), государственными контролирующими и надзорными органами;

— отработка мелкого, сезонного и разового спроса, который зачастую не даёт стабильного дохода.

Преобладающее большинство акторов протобизнеса пытается минимизировать финансовые риски, совмещая коммерческую деятельность и работу по найму – что весьма логично с прагматической точки зрения.

Далее мы рассмотрим  роль и значение предпринимательства, которому посвятим отдельный раздел.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.