Таможенные барьеры и торговые войны. Унификация таможенных режимов (Часть 1). Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Таможенные барьеры и торговые войны

Таможенные барьеры и торговые войны

Начиная со времен меркантилистов, когда впервые была выдвинута доктрина активного торгового баланса, многие страны стали исповедовать принцип повышения национального богатства через ограничительные действия во внешнеэкономических связях. Правительства промышленно развитых государств стали формировать свою экономическую политику на основе энергичного проникновения на внешние рынки с одновременной защитой национальной экономики от иностранных конкурентов с помощью таможенных барьеров и запретительных мер (см. рис.1). Недовольство стран из числа торговых соперников и партнеров подавлялось силой оружия или демонстрацией военной мощи. Таким образом, торгово-экономические противоречия нередко перерастали в продолжительные и кровопролитный войны.

Рис.1. Схема выстраивания внешнеэкономической политики промышленно развитыми странами в XVII-XX вв.

Рис.1. Схема выстраивания внешнеэкономической политики промышленно развитыми странами в XVII-XX вв.

Так, например, началась Северная война 1700-1721 гг. между Россией и Швецией за влияние на Балтике. В 1700 г. Швеция была одной из наиболее мощных европейских держав, занимавшей значительную часть побережья Балтийского моря. Дания, боровшаяся со Швецией за контроль торговых путей и рынков сбыта, была разбита Карлом X Густавом, после чего вынужденно отказалась от сбора пошлины при проходе судов через Зундский пролив. Поэтому, стремясь к реваншу, Дания присоединилась к России в Северной войне.

Шведскую сторону поддержали Англия и Ганновер, которые имели свои торгово-экономические интересы в балтийском регионе. Английские и немецкие купцы хотели выгодно торговать с Россией, не позволяя ей самостоятельно выходить на европейские рынки. Желание Петра I «прорубить окно в Европу» было связано с необходимостью освоения Россией европейского направления и устранения торгово-транспортной монополии иностранцев. Переросшие в военные действия торгово-экономические противоречия были разрешены поражением Швеции в 1721 г. с подписанием Ништадского мирного договора.

Аналогичным образом Наполеон I, боровшийся с Англией за торгово-промышленное господство в Европе, организовал в 1806-1814 гг. «континентальную блокаду», всячески препятствуя сбыту английских товаров на рынках европейских стран. Понимая, что экономическое и военное могущество Великобритании строится на активной внешней торговле, Наполеон стремился его подорвать, не позволяя сбывать завезенные английские товары и нарушая сложившиеся торговые связи. Берлинский декрет Наполеона от 21 ноября 1806 г. запрещал осуществлять с Британскими островами любые финансовые, торговые и почтовые отношения. Любой английский товар, обнаруженный на территории, подвластной Франции, подлежал конфискации. Ни одно судно, следующее из Англии, или ее колоний, или заходившее в их порты, не допускалось в гавани, подконтрольные Франции под угрозой конфискации. Великобритания ответила на объявление континентальной блокады аналогичными контрмерами, широким развертыванием морской торговой войны, пиратством и контрабандной торговлей.

Стремление промышленно развитых государств к расширению внешнеэкономических связей и захвату новых рынков привело к формированию мировой колониальной системы. Вновь открытые мореплавателями земли объявлялись собственностью испанской, английской, португальской или иной национальной короны. На вновь приобретенные колониальные территории завозились товары из метрополии, вводилась национальная денежная валюта, использовался в качестве официального соответствующий язык. Из колоний в метрополии вывозились драгоценные металлы, сырье и прочие «колониальные» товары.

С ростом национально-освободительного движения в колониальных странах происходили столкновения с метрополиями на почве противоречий экономических интересов. Так, одним из наиболее ярких эпизодов борьбы США за независимость является «бостонское чаепитие». Возмущенные решением британского парламента о беспошлинной торговле чаем с Северной Америкой, массачусетские колонисты, переодевшись индейцами, 16 декабря 1773 г. напали на корабли английской Ост-Индской компании и выбросили за борт груз с чаем в гавани Бостона. Правительство Великобритании постановило закрыть порт Бостона до полного возмещения ущерба и направило к месту событий военные корабли.

После раздела мира наиболее сильными государствами началась борьба за передел колониальных территорий и сфер влияния. Столкновение торгово-экономических интересов привело, в конечном итоге, к первой мировой войне (1914-1918 гг.). К началу XX в. в мире уже не осталось пригодных для освоения земель, не принадлежащих какой-либо державе. Быстро развивающиеся Япония, США, Германия теснили с рынков своих конкурентов — Великобританию и Францию, целенаправленно добиваясь передела колоний.

Наиболее жестко и агрессивно действовала Германия, опоздавшая в свое время к разделу «колониального пирога» и желавшая наверстать упущенное. Направив вектор своей внешней политики на африканское, азиатское и ближневосточное направление, Германия немедленно столкнулась с противодействием Великобритании, которая имела в данных регионах свои торговые и политические интересы. Особые опасения британских правящих и деловых кругов вызывала строящаяся Багдадская железная дорога, которая открывала Германии прямой путь через Балканский полуостров и Малую Азию к Персидскому заливу и обеспечивала ей важные позиции на Ближнем Востоке, что ставило под угрозу морское и сухопутное сообщение Великобритании с Индией.

В Африке Германия соперничала с Францией за Марокко, где каждая из сторон имела свои экономические интересы. Попытка Германии проникнуть на Ближний Восток, закрепить свое влияние в Турции, были весьма невыгодны России, которая сама хотела контролировать Босфор и Дарданеллы. Помимо этого, германские власти с помощью повышенных таможенных пошлин стремились снизить ввоз на внутренний рынок российского зерна, одновременно продвигая на рынки России свои промышленные товары. Немало торгово-хозяйственных противоречий было и среди других участников внешнеэкономических отношений, которые позже стали разрешаться военным путем.

Как видно из краткого обзора развития доктрины меркантилизма и вытекающих из нее принципов экономического и военного сдерживания конкурентов, борьба за колонии и рынки сбыта на протяжении ХVI-ХХ вв. велась жесткая и бескомпромиссная. Отстаивая свои торговые и хозяйственные интересы, стороны в случае необходимости применяли военную силу, которая становилась последним аргументом во внешней торговле и политике.

 

Этапы развития экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

Экономические учения и таможенная политика

Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница

Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ

Оффшорные зоны

Особые экономические зоны и таможенные режимы

Таможенные пошлины

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Понятие и сущность трансакционных издержек

Виды трансакционных издержек в таможенном деле

Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Методы контрабанды

Меры по предотвращению контрабанды

Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом

Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля

Таможенный валютный контроль в Российской Федерации

Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях

Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение

Таможенные брокеры и их задачи

Таможенные перевозчики

Интернет-ресурсы таможенных органов

Формирование таможенных союзов

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.