Таможенная инфраструктура (Часть 4). Интернет-ресурсы таможенных органов

Интернет-ресурсы таможенных органов

Интернет-ресурсы таможенных органов

Таможенную инфраструктуру можно условно подразделить на три укрупненные составляющие:

1. материальные активы (здания, оборудование, пункты пропуска, склады и проч.);
2. экономические институты (профессиональное образование, система переподготовки, бизнес-структуры и посредники, союзы и ассоциации);
3. информационные и виртуальные активы (интернет-ресурсы, веб-сайты, программные продуты, базы данных).

На третьей составляющей – и, прежде всего, интернет-ресурсах таможенных органов, сосредоточим свое внимание, акцентировав его на экономических, управленческих и инновационных аспектах деятельности.

Репутационный менеджмент. Начнем с того, что последние годы в работе государственных органов исполнительной и законодательной власти стали отчетливо проявляться тенденции на информационную прозрачность (транспарентность), открытость в общении с гражданами и бизнесом. Повышенное внимание в настоящее время уделяется такому важнейшему элементу имиджа государственной организации или ведомства, как репутация и доверие.

Не обошли стороной указанные тенденции и таможенную службу России, которая начинает по-новому выстраивать свои отношения с участниками внешнеэкономической деятельности, общественностью, деловым сообществом и внешними организациями.

И это не случайные явления, не дань мимолетной моде. В современном мире с динамично меняющимися экономическими, политическими и социальными условиями, старые методы работы начинают давать сбои, становиться неэффективными.

Закрытость от внешнего мира, келейность в принятии решений, игнорирование разумных предложений граждан и бизнеса в части улучшения работы таможни, постепенно уходят в прошлое. И, напротив, открытость процедур и взаимоотношений с бизнесом и гражданами, переход на интернет-технологии в общении и оказании государственных услуг, которые активно пропагандирует Президент РФ Д.А.Медведев, требуют новых подходов во взаимодействии таможни с бизнесом, туристическими организациями, зарубежными участниками ВЭД и всеми заинтересованными лицами.

Отход от быстро устаревающих методов традиционного выстраивания отношений таможни с внешними организациями и гражданами, которые можно коротко охарактеризовать принципом: «Мы работаем на государство и только перед ним даем отчет» меняется на слоган с иным смыслом: «Мы открыты для конструктивного взаимодействия и критики, не покрываем своих проштрафившихся сотрудников. Честность и открытость – наш стиль, который служит платформой взаимного доверия».

Перевод заявленного принципа в практическую плоскость оказывается подчас делом весьма сложным и кропотливым, несмотря на его кажущуюся простоту и всем понятный смысл. Почти всегда реализация мероприятий по усвоению и внедрению новой философии функционирования государственной организации, инноваций в области перестройки системы отношений внутри ведомства и взаимоотношений с участниками ВЭД, СМИ, общественностью, наталкивается на некоторое сопротивление. Противодействие организационным и хозяйственным инновациям оказывают сотрудники, чьи экономические интересы и социальный статус бывают затронуты новой системой отношений в рамках корпоративной культуры.

Рассмотрим в общих чертах меры по улучшению работы таможенных органов и возможное сопротивление инновациям со стороны штатного персонала таможни.

Основной претензией к таможенным службам многих стран мира, как мы отмечали выше, является ненадлежащее исполнение таможенниками своих должностных обязанностей, когда сознательное затягивание периода оформления обязательных процедур приводит к убыткам в бизнесе участников ВЭД. В этой связи коммерческие структуры и индивидуальные предприниматели стараются ускорить прохождение грузов через таможенные пункты, делая подношения и подарки сотрудникам таможни (см. раздел «Трансакционные издержки в таможенном деле»). Со временем такого рода подношения становятся частью личных доходов должностных лиц, осуществляющих досмотр и пропуск грузов на таможенных пунктах.

Переход к отношениям открытости и информационной прозрачности направлен на то, чтобы показать участникам ВЭД и общественности, что это уходит из практики современных таможенных отношений, а благосостояние сотрудников и членов их семей не выходит за рамки их официальных доходов. Претворяя данный принцип в жизнь, работники таможни размещают на своих интернет-сайтах соответствующую информацию (см., например, на сайте Шереметьевской таможни раздел «Сведения об имущественном положении и доходах сотрудников и должностных лиц Шереметьевской таможни и членов их семей за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009». Прив.по: sh.customs.ru).

Стоит ли говорить, что далеко не всем сотрудникам таможни такая инновация по душе. С одной стороны, это бьет по их экономическим интересам и затрудняет легализацию доходов, нажитых преступным путем. С другой стороны, информационная открытость может привести к тому, благосостоянием сотрудников таможни начинают интересоваться вымогатели и мошенники всех типов, что вызывает беспокойство со стороны семей таможенников. Однако такова плата за хорошую репутацию.

Рынки труда. Важным элементом таможенной инфраструктуры является рынок труда, который служит поставщиком квалифицированных сотрудников и вспомогательного персонала для таможни. С появлением собственных интернет-ресурсов у руководителей региональных таможенных органов появляется отличная возможность напрямую привлекать рабочую силу, размещая на сайтах квалификационные требования для открытых на данный момент вакансий.

По сравнению с традиционным способом привлечения рабочей силы через государственную службу занятости, поиск сотрудников посредством собственного веб-ресурса имеет несомненные преимущества. Во-первых, претенденты получают информацию о вакансии из первых рук, минуя посреднические структуры (что экономит время и деньги). Во-вторых, отбором кандидатов занимается управление кадров соответствующего таможенного подразделения, которое получает всю полноту информации о спросе на данное рабочее место, о количестве предложение, о качестве рабочей силы, запросов по зарплате, соцпакету и целый ряд других данных. В этом смысле раздел «Вакансии» на сайте таможенной службы становится полезным инструментом инфраструктуры отраслевого рынка труда.

Маркетинговые исследования. Виртуальный сегмент таможенной инфраструктуры служит добротным и подчас незаменимым инструментом маркетинговых исследований, касающихся изучения направленности интересов участников ВЭД, претензионной работы, борьбы с коррупцией, разъяснения отдельных таможенных процедур, правовых актов и общего консалтинга.

Поясним данный момент следующим образом. Для улучшения работы руководителям таможенных органов всех уровней необходимо понимать, на каком направлении деятельности возникают «узкие места», к каким сотрудникам таможни возникает наибольшее число претензий и насколько они обоснованны. Необходимо также иметь представление, какие из таможенных процедур вызывают наибольшие нарекания бизнеса, какие моменты оформления таможенной документации следует дополнительно разъяснять и комментировать.

Анализируя структуру запросов пользователей по тем или иным страницам сайта, общую посещаемость ресурса таможни по регионам, физическими и юридическими лицами, времени суток и прочим параметрам (например, организуя опросы), можно определить направленность интересов участников ВЭД, выделить разделы, пользующиеся наибольшей популярностью, которые следует расширить и дополнить.

В плане антикоррупционной борьбы на веб-сайтах таможенных органов часто приводятся телефоны доверия и адреса электронной почты, по которым граждане и представители бизнеса могут обращаться в сомнительных случаях. Служба внутренней безопасности таможни в этих случаях получает дополнительный источник информации, который следует постоянно отрабатывать.

Актуальные маркетинговые данные становятся в практике функционирования современной таможни стержневым элементом улучшения ее работы на основании изучения запросов и потребностей участников ВЭД, туристов и делегаций, пребывающих в страну с культурными, научными и спортивными целями.

 

Этапы развития экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

Экономические учения и таможенная политика

Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница

Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ

Оффшорные зоны

Особые экономические зоны и таможенные режимы

Таможенные пошлины

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Понятие и сущность трансакционных издержек

Виды трансакционных издержек в таможенном деле

Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Методы контрабанды

Меры по предотвращению контрабанды

Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом

Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля

Таможенный валютный контроль в Российской Федерации

Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях

Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение

Таможенные брокеры и их задачи

Таможенные перевозчики

Интернет-ресурсы таможенных органов

Формирование таможенных союзов

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.