Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Таможенный союз

Таможенный союз

После распада СССР на политической и экономической карте мира появилось 15 новых государств, которые стали строить хозяйственные отношения внутри страны и на внешней арене по собственному усмотрению. Одни страны изначально стали ориентироваться на Евросоюз и интеграцию в единое таможенное пространство ЕС, другие тяготели к сотрудничеству с азиатскими странами и Китаем как крупнейшим торговым партнером.

Россия, в силу своей величины и своеобразия, не могла рассчитывать на успешную интеграцию в европейские торговые, военные и экономические союзы по причинам исторического, культурного и хозяйственного плана. Внешнеэкономические партнеры хотели бы получать от России недорогие сырьевые ресурсы и пользоваться ее рынками для сбыта собственной продукции, не продавая при этом российским производителям современные технологии. В связи с существованием визового режима между странами Евросоюза и России, перемещение рабочей силы также было затруднено в 1990-2010-е годы. Попытки поставлять на рынки развитых стран продукцию металлургии, цветные металлы, уран, стальные трубы и прочие товары, чаще всего наталкивалось на сопротивление местных властей и производителей аналогичной продукции, что выливалось в антидемпинговые расследования и технические ограничения экспорта.

Естественно, такое положение дел не могло устраивать Россию. Давление на нее стран-транзитёров нефти и газа, владельцев наливных терминалов и портовых сооружений, ускорило процессы создания новой хозяйственной инфраструктуры, с одной стороны, и активизацию работы по формированию собственного таможенного союза и вступления страны в ВТО на приемлемых условиях.

На предложения о создании Таможенного союза откликнулись Белоруссия и Казахстан, которые хотели бы ускорить развитие своих экономических систем за счет сбыта на российских рынках и снятия барьеров на пути движения потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом затраты на содержание национальных таможенных служб сокращались, так как таможенная граница отодвигалась на периметр Таможенного союза, а внутренние посты и пункты пропуска снимались.

В то же время Украина встретила предложения о создании единого экономического пространства под эгидой Таможенного союза прохладно, полагая, что эта мера ограничит ее суверенитет и передаст некоторую долю власти наднациональным исполнительным органам. Тогда стороны в лице России, Белоруссии и Казахстана заявили, что двери для входа в Таможенный союз для Украины остаются пока открытыми, но Союз начинает действовать без украинского участия.

Режимы совместной работы в рамках Таможенного союза (ТС) вводились поэтапно – с начала 2010 г. в торговых отношениях с третьими странами стал применяться Единый таможенный тариф, согласованный участниками ТС. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс ТС, закрепивший основные нормы таможенного регулирования. Одновременно был введен новый единый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

С 1 июля 2011 г. все согласованные виды контроля были перенесены на внешний контур Таможенного союза. На внутренних границах государств – членов ТС сняты таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль (см. рис.1).

Рис.1. Этапы формирования ТС России, Белоруссии и Казахстана

Рис.1. Этапы формирования ТС России, Белоруссии и Казахстана

Создание Таможенного союза расширило рынок сбыта товаров для стран-участников, позволило компенсировать снижение спроса на мировых рынках. Однако, как показывает практика, реальные эффекты от интеграции наблюдаются не столько в результате увеличения взаимной торговли товарами, сколько за счет снятия барьеров для движения всех факторов производства и использования взаимных преимуществ по мере углубления интеграции.

С началом функционирования Таможенного союза был ускорен  процесс подготовки правовой основы для перехода на более высокий уровень интеграции, а именно – к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).

Целью создания ЕЭП является реализации «четырех свобод» — свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории трех стран.

Практические механизмы функционирования ЕЭП были запущены с 1 января 2012 г., с введением в действие базового пакета из 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП.

Основой функционирования ЕЭП являются согласованные действия в макроэкономике, валютной, конкурентной политике, в сфере естественных монополий, транспорта, техрегламентов, промышленных и сельскохозяйственных субсидий [1].

В части обеспечения свободы движения капитала страны-участники ТС договорились идти по пути либерализации, упрощения валютного регулирования, снятия избыточных ограничений.

В сфере финансовых услуг предусматривается продвижение к взаимному признанию лицензий. Постепенно на едином рынке будут действовать единые требования к банковским, страховым услугам, услугам на рынке ценных бумаг. Запланированы совместные действия для завершения перехода участников финансового рынка на использование международных стандартов финансовой отчетности.

Устанавливаются единые для трех стран правила конкуренции, что обеспечивает равные возможности ведения бизнеса, защиту от недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением.

Вводятся ограничения государственного влияния на конкуренцию, а именно зафиксированы правила государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства на условиях, аналогичных принятым в ВТО.

Либерализуется доступ к государственным заказам для предпринимателей трех стран. Процедура станет прозрачной и доступной.

Деятельность субъектов естественных монополий будет регулироваться по единым принципам и правилам.

Создан благоприятный режим инвесторам для участия в приватизации.

Для обеспечения защиты товарных знаков, авторских прав, наименований мест происхождения товаров стороны договорились о единых принципах защиты прав интеллектуальной собственности, основанных на общей международной правовой базе. (Все страны должны присоединиться к одному из ключевых международных документов в области защиты товарных знаков — Сингапурскому договору 2006 года и к Римской конвенции 1961 года об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций).

Одновременно значительно смягчаются условия перемещения рабочей силы между нашими странами, в частности отменяются квоты в отношении     трудящихся – мигрантов из наших стран, до 30 дней увеличивается срок освобождения от регистрации.

При этом все договоренности базируются на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая нормы и правила  ВТО, ОЭСР.

Таким образом, с созданием ТС и ЕЭП мы формируем новый масштабный рынок трех стран со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, со значительным потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения бизнеса, улучшения инвестиционного климата и позволяющим странам ТС и ЕЭП выйти  на более интенсивную и  высокую траекторию развития.

Создание нового наднационального органа — Евразийской экономической комиссии – стало важным событием в формировании ЕЭП (см. рис.2).

Рис.2. Функции Евразийской экономической комиссии

Рис.2. Функции Евразийской экономической комиссии

С запуском ЕЭП и передачей на наднациональный уровень регулирования свыше 90 функций и полномочий в разных сферах экономики, возникла необходимость трансформации Комиссии Таможенного союза (КТС), которая являлась институциональной структурой трех стран на этапе Таможенного союза.

В этой связи 18 ноября 2011 года президентами Белоруссии, Казахстана и России принято решение о создании Евразийской экономической комиссии и  подписан соответствующий договор «О Евразийской экономической комиссии».

Евразийская экономическая комиссия  является независимым органом интеграционного строительства и управления экономическими процессами трех стран.

В отличие от КТС, Евразийская экономическая комиссия  является постоянно действующим органом управления ТС и ЕЭП с собственной компетенцией и правом самостоятельной подготовки и принятия решений.

У Комиссии формируется собственный аппарат (департаменты Комиссии), который  будет содержательно прорабатывать проекты решений.

Предполагается, что штатная численность Комиссии составит более 1000 человек.

 

[1]. При подготовке данного раздела были использованы материалы доклада А.Е.Лихачева «Евразийская экономическая Комиссия: формирование наднационального регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства».

Этапы развития экономики таможенного дела

Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

Экономические учения и таможенная политика

Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница

Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ

Оффшорные зоны

Особые экономические зоны и таможенные режимы

Таможенные пошлины

Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости

Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров

Способы исчисления таможенной стоимости товаров

Понятие и сущность трансакционных издержек

Виды трансакционных издержек в таможенном деле

Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях

Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.

Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами

Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов

Создание Всемирной торговой организации (ВТО)

Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды

Методы контрабанды

Меры по предотвращению контрабанды

Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом

Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля

Таможенный валютный контроль в Российской Федерации

Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях

Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение

Таможенные брокеры и их задачи

Таможенные перевозчики

Интернет-ресурсы таможенных органов

Формирование таможенных союзов

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.