Экономические учения на базе христианства (Часть 2)

Христианская демократия

Христианская демократия

Первая половина ХХ века ознаменовалось крупными переменами на политической и экономической карте мира. В этот период состоялись две мировые войны, произошел взлет и падение националистических государств, образовалась система социалистических стран. Казалось, что роль христианства в современном мире неуклонно снижается, теряются позиции церкви как морального оплота общественной жизни.

Но утрата влияния христианства была лишь иллюзией; за бурными революционными событиями и войнами была незаметна большая аналитическая и идеологическая работа, проводимая церковью для создания новой духовной платформы грядущего общества. Причем эта платформа далеко выходила за рамки отдельных государств и даже континентов, потому как вероучения не знают национальных границ, носят универсальный и всеобщий характер.

Отвечая на вызовы времени, папа Пий XI издал в 1931 году энциклику «Квадрагесимо Анно» («Сороковой год»), ставшую логическим продолжением «Рэрум Новарум», изданную сорок лет назад. В этом послании католическая церковь внесла уточнения в свою социальную доктрину и взгляды на экономические процессы.

Разъяснить свою позицию и указать новый путь развития, который бы базировался не на капитализме или социализме, а на христианских моральных ценностях, церкви было необходимо, так как в образовавшиеся лакуны постепенно проникали другие вероучения протестантского, сектантского или мистического направления. И это не говоря уже о коммунистических режимах, которые практически полностью отрицали какое-либо значение церкви и даже осуществляли репрессии против ее служителей.

Здесь нам придется немного отступить назад и бросить ретроспективный взгляд в недавнее прошлое.

Протестанты, в большей части своей, исповедуют личную веру и для собственного спасения не нуждаются в посредничестве церкви между Богом и собой. Христианская церковь, напротив, исходит из того, что каждый человек может быть спасен только через великую общину верующих и институт церкви. Таким образом, протестанты опираются на либерализм и индивидуализм в экономических отношениях, тогда как католическая и православная церковь исповедует коллективизм и взаимопомощь.

Из наиболее значительных мистических учений следует упомянуть доктрины Джона Рёскина и Льва Толстого. Концепции социального христианства этих теоретиков новой жизни расходятся по своему внутреннему содержанию с трактовками церкви традиционной. И Рёскин, и Толстой предавали проклятьям эгоизм капитализма, бездушие машины государственной и экономической эксплуатации людей. Жить по совести и справедливости – вот единственно правильный принцип. Гедонистическое поведение как главный мотив хозяйственных отношений и деньги как орудие эксплуатации, как элемент воскрешения рабства, должны быть удалены из общественного бытия.

По Рёскину, новое общество должно быть аристократическим, рыцарским, героическим. Толстой же предлагает иную модель – сельской общины, где каждый занят физическим трудом, который обязателен для всех. Это необходимо потому, поясняет Толстой, что нелепо и безнравственно жить в праздности, оплачивая труд других людей деньгами, полученными по наследству или рентными платежами.

Труд должен быть гарантирован всем и вознаграждаться должен не в соответствии со спросом и предложением, а по справедливости. Гонорар адвоката, врача или профессора должен быть прописан законом. Все природные богатства страны должны быть национализированы. Не только система образования, но и система воспитания людей должна быть организована наилучшим образом, так как надо  «наставлять в чистоте, красоте, повиновении, службе другим» и важно «приобрести способность удивляться, надеяться и любить».

Толстой является подлинным христианским коммунистом, которого православная церковь изгнала из своих рядов. Он язвительно надсмехается «над низким и скотским инстинктом, которые люди называют чувством или правом собственности». Его программа – возврат к земле и общинная обработка ее. Производить свой хлеб – неизбежный закон человеческого существования, говорит своим последователям Толстой. А разделение труда – не более, чем дьявольское наваждение.

Обеспокоенная всеми вышеперечисленными тенденциями, римско-католическая церковь предложила мирянам свою современную доктрину. Место рыночного либерализма и коммунистического коллективизма должна занять христианская демократия, которая провозглашает незыблемым право частной собственности, ликвидация которой способна нанести непоправимый вред рабочим.

Чрезмерная концентрация прибыли в руках промышленников, финансистов и предпринимателей церковь также считает крайне нежелательной – также, как и распределение прибыли только среди рабочего класса. Заработная плата должна определяться тремя факторами: ответственностью рабочего перед семьей, экономическими условиями предприятия и последствиями для экономики в целом.

В послевоенные годы идеи христианской демократии широко распространились в Западной Европе и на других континентах. Ныне это серьезная политическая и экономическая сила.

Христианско-демократическое учение в настоящее время основывается на следующих основных принципах:

— все люди имеют равные права – на труд, на отдых, свободу слова, право избирать и быть избранными. Отсюда следуют три главных принципа – социальное государство, демократия и социальная справедливость;

— ограниченная роль государства. Когда государство имеет слишком большую власть, то оно вырождается в тоталитаризм – преследует неугодных и инакомыслящих, людей других национальностей и вероисповеданий. Государство не должно решать задач, которые лежат на семье, церкви, общественных организациях;

— властные полномочия. В повседневной жизни людей им должны принадлежать те прерогативы, которые обеспечат местным сообществам решать определенный круг проблем на низшем уровне. Этот принцип должен лежать в основе деятельности профсоюзов, политических партий, местного самоуправления, корпораций и саморегулирующихся организаций;

— христианство как основа морали и политики. Религия касается всех сторон общественной жизни, служит базой для принятия решений в политике, экономике, культуре, торговле, взаимодействии с другими конфессиями. Милосердие, терпимость, смирение, доброжелательность, нравственность – вот фундаментальные принципы, на которых основывается сама христианская культура и цивилизация. При этом любые формы религиозного радикализма и расовой нетерпимости недопустимы.

 

Мифологический этап в истории экономических учений

Эмпирический этап: в поисках науки о благосостоянии

Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа (Часть 1)

Классическая школа (Часть 2)

Историческая школа

Маржиналисты

Экономические учения на базе христианства (Часть 1)

Анархисты

Социалисты

Троцкизм как экономическое учение

Кейнсианство

Институционализм

Монетаризм

Неомальтузианство и зелёная экономика

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.