Управление спортом через виртуальное пространство (Часть 2)

Для сравнительного анализа и выявления перспектив развития средств управления через виртуальное пространство выберем, на наш взгляд, передовые и лучшие веб-ресурсы государственных министерств и комитетов по физической культуре и спорту.[i]

Оговоримся сразу, что не будем обсуждать такие характеристики соответствующих сайтов, как дизайн, удобство навигации, наличие баннерной рекламы и видеороликов. Поместим в фокус внимания иные аспекты функционирования данных веб-ресурсов – их содержание (контент), целевые аудитории, информативность, продвижение новых идей и инноваций, практическая польза (полезность) для посетителей (детей, их родителей, физкультурников, спортсменов, тренеров, научных работников, студентов, инвалидов, людей старшего поколения и т.д.).

Предваряя наш анализ, сразу хотелось бы заметить, что за последние годы министерствам по физкультуре и спорту и спорткомитетам субъектов Федерации удалось сделать большой шаг вперед по сравнению даже с совсем недавним периодом в 3-5 лет. И если первоначально веб-ресурсы воспринимались руководителями соответствующих министерств и управлений по ФиС как инструмент рекламы и пиара главы ведомства и презентации высших менеджеров (см. рис.2), то теперь ситуация серьезным образом поменялась.

Рис.2. Организация сайтов спорткомитетов в период с 2000 -2008 гг.

Рис.2. Организация сайтов спорткомитетов в период с 2000 -2008 гг.

Динамичные улучшения и усовершенствования работы органов управления физической культурой и спортом в виртуальном пространстве обусловлены, по нашему мнению, двумя основными причинами:

  1. Министерства и комитеты по физкультуре и спорту наработали определенный опыт коммуникаций в интернет-пространстве с различными группами пользователей; получая по каналам обратной связи сигналы о потребностях физических и юридических лиц, правительственные структуры стали лучше понимать нужды различных слоев населения и адаптировать под них свою работу. Такая маркетинговая стратегия гармонизации государственных и частных интересов переводит работу управленческих органов по физкультуре и спорту на качественно иной уровень.
  2. За последние годы информатизация населения и организаций в значительной степени возросла; улучшилась обеспеченность компьютерами, возросло число пользователей, подключенных к скоростному доступу в интернет. Следует отметить, что по темпам освоения глобальной паутины Россия занимает одно из первых мест в мире.

Вместе с повышенным уровнем компьютерной грамотности постепенно укрепляется и общественное самосознание. Люди, черпающие инновации и знания из интернета, предъявляют более высокие требования к правительственным органам вообще и к спортивным департаментам в частности. Любые промахи менеджеров государственной службы и чиновников всех уровней немедленно становятся предметом критики в блогах и на интернет-форумах. Это обстоятельство является сильным мотивирующим фактом для устранения недостатков и улучшения работы управлений по спорту.

Более того, изменилась и сама философия управления и общения государственной власти и многочисленных потребителей физкультурно-спортивных услуг. Если раньше спортивные департаменты региональных правительств просто выставляли на сайтах правовые документы и программы развития физкультуры и спорта на определенный период, то теперь такие методы используют только завзятые аутсайдеры. От способа формального информирования к духу взаимного сотрудничества и взаимопонимания, к философии fair play в широком смысле, приходят современные департаменты по физической культуре и спорту.

Приведем несколько конкретных примеров. Весьма благоприятное впечатление оставляет интернет-ресурс Департамента физической культуры и спорта города Москвы. Новая идеология его вдохновителей становится понятной уже после первых минут ознакомления с его страницами. Налицо явный отход от самопрезентаций главы департамента и его заместителей. Эта страничка уже не является основной и вынесена разработчиками сайта как равноправная в ряду иных информационных денных.

Место главных событий занимает массовый спорт, ориентированный на подавляющее большинство населения. Лента новостей имеет выраженный акцент на события, связанные с двигательной активностью и соревнованиями в сфере любительского и оздоровительного спорта. Превалирующая тема здоровья и отказ от новостной сетки профессионального спорта видна здесь невооруженным взглядом. Спортивная семья и «Золотая шайба», соревнования по теннису среди журналистов, осенняя олимпиада допризывной молодежи – вот только несколько тем из октябрьского календаря. Очевидно, что Департамент физической культуры и спорта города Москвы от этого не только не проигрывает в посещаемости (так как сайтов, освещающих новости большого спорта, очень много), но и напротив, только выигрывает, предоставляя потребителю эксклюзивный контент.

Несколько по иному пути пошли коллеги из Татарстана. Сайт Министерства по делам молодежи, спорту и туризму не дает на главной странице общую ленту новостей в полномасштабном формате, предпочитая отдавать значительное пространство под баннерную рекламу и флэш-анимацию. Это не значит, что казанские специалисты игнорируют новости из физкультурно-спортивной жизни республики – они за ними внимательно следят (в нижнем поле экрана мы видим заголовки основных спортивных событий) и предлагают заинтересованным лицам рассылку новостей.

Руководители Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ ввели в повседневную практику такую интересную инновацию, как виртуальная приемная, которую можно использовать для получения официальных ответов, жалоб, предложений, консультаций. И все это не теряя времени на физическое посещение министерства, без лишних затрат и нервотрепки.

Весьма показательным моментом является также факт выставления на сайте Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга отчета о расходе средств на те или иные мероприятия фактически в режиме он-лайн. Такая открытость в отношениях с населением и коллегами по цеху свидетельствует о многом – о том, что чиновники Комитета – люди профессиональные и ответственные, что им нечего бояться и стыдиться, что они открыты для критики. Естественно, такие инициативы следует приветствовать и распространять на других.

Несомненным положительным моментом является также то обстоятельство, что все отмеченные нами выше управления по физической культуре и спорту оперируют категорией «государственный заказ», хорошо понимая его важнейшее значение для массового, детско-юношеского и инвалидного спорта. Единственно, что пока вызывает некоторое огорчение – это слабые разделы «Наука» и «Научные исследования». Здесь в определенной мере играет роль старый стереотип, что физкультура и спорт – это сама двигательная активность. Это не так. Следует, как нам представляется, усилить данные рубрики конкурсами и грантами на исследования, посвященные истории, экономике и управлению региональным спортом. Неплохо было бы спонсировать подготовку монографий и учебников по спортивному праву, спортивному менеджменту и маркетингу, социологии спорта и прочим наукам. В этом также видится инновационное направление в виртуальном пространстве.

Завершая наш краткий обзор, хотелось бы попытаться заглянуть в завтрашний день общения органов государственного управления с населением в виртуальном пространстве. Как видим, в настоящее время складывается тенденция на отход от презентаций профессионального спорта на сайтах региональных управлений по физкультуре и спорту. Наблюдается решительный поворот к массовому потребителю в лице населения регионов. И это понятно, так как численность профессиональных спортсменов обычно не превышает 0,2-0,3 процентов от общего числа физкультурников. Следующий этап – вовлечение населения в здоровый образ жизни, изменение его ментальности, культуры и традиций в лучшую сторону путем умелого пиара и ненавязчивой рекламы. Это новый способ управления, более сложный и тонкий, чем простое административное руководство и навязывание каких-либо норм. По-видимому, так будет происходить в ближайшие 8-10 лет.

А далее, после 2020 года, будет набирать силу тенденция на индивидуализацию общения органов по физической культуре и спорту и населения. Изменится система оценки функционирования спортивных департаментов. Определять эффективность их работы будут не по числу спортсооружений и спортсменов, имеющих квалификационный разряд, а по численности курящих и потребляющих алкоголь, по количеству людей с избыточным весом, по продолжительности жизни и заболеваемости в регионе. Тогда появятся стимулы работать с каждой семьей и отдельным гражданином по индивидуальным схемам. Потребуются персональные базы данных, о конкретных интересах людей, о их текущем состоянии здоровья, о возможностях и желаниях. Полагаю, что через 10-15 лет мы будем иметь дистанционную диагностику людей по типам заболеваний. И тогда виртуальное пространство перейдет на качественно более высокий уровень в управлении двигательной активностью.


[i] Оценка сайтов министерств и управлений по физической культуре и спорту является субъективной и основана на мнении  автора.

[ii] Датировка является условной.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.