В последние годы падение влияния профсоюзов в России очевидно для всех – самих трудящихся масс, профсоюзных боссов, государственных чиновников, депутатов и исполнительной власти. Профсоюзные лидеры покорно и почти безропотно принимают законодательные нововведения и ухудшения самого разного плана – от пенсионной реформы с существенным повышением возрастной планки для трудящихся и установления микроскопической зарплаты на предприятиях до повышения налогов на имущество, акцизов и НДС. И только на днях президент РФ В. Путин, пытаясь хоть как-то спасти репутацию главы независимых профсоюзов Михаила Шмакова, встретился с ним, и по итогам встречи попросил премьера Д. Медведева разобраться с истинным, а не бумажным состоянием налоговой нагрузки на россиян.
Этот эпизод стал поводом для многочисленных шуток и сарказма в блогах, соцсетях и некоторых СМИ в аспекте того, что власть не знает реального положения вещей с налогами и финансовым положением населения. Но мы не будем концентрировать внимание на данном эпизоде, а попробуем в лапидарном стиле разобраться с причинами столь резкого падения влияния профсоюзных организаций, которые в бывшем СССР были весьма могущественными.
Так что же привело к столь выраженной деградации этого важнейшего института защиты прав трудящихся? Может быть, вопрос только в персоналиях, которые занимают соглашательскую позицию и утратили волю к сопротивлению работодателям? Заменим профсоюзных лидеров – и всё улучшится автоматически?
Вероятнее всего, нет, хотя освежение кадров не помешает. Проблемы ослабления профсоюзов гораздо глубже и носят, в том числе, объективный характер.
Никто не будет спорить, что в современной экономике России превалируют индивидуальные предприниматели, самозанятые и малый бизнес. На малых предприятиях, торговых точках, в сфере сервиса и услуг работает, как правило, несколько человек. Редко эта цифра превышает 100-200 работников. Естественно, в таких условиях организовать профсоюз довольно сложно – особенно тогда, когда работодатель этого не одобряет. Положение усугубляется тем обстоятельством, что и работодатель, и наёмный работник заинтересованы в уходе от налогов и сокрытии прибыли. При приёме на работу сотрудника обычно ставят перед дилеммой – или зарплата вбелую, с перечислениями в Пенсионный фонд, или в конверте, но в два раза более высокую. Как правило, работник выбирает второй вариант, вступая в сговор с работодателем. После этого его правовая защита сильно затрудняется. Де-факто весь легальный малый бизнес (21 млн. человек) и все самозанятые (ещё 15 млн. чел.) выпадают из профсоюзного движения.
Второй момент, который мы должны отметить – это возможность формирования нескольких профсоюзов на одном предприятии. Закон позволяет инициативным группам работников организовывать альтернативные профсоюзы даже в рамках одного предприятия. Иными словами, собирайте учредительное собрание, назначайте освобождённых профлидеров и функционируйте себе на здоровье. Естественно, этот фактор является причиной разлада в прежде единой профсоюзной организации. К этому следует добавить, что предпринимателям также никто не запрещает организовывать свои профсоюзы, которые кажутся нонсенсом, нелепостью. Но на самом деле они оказываются весьма полезными в части противостояния государственному давлению, рейдерству, произволу силовиков.
Третий аспект слабости профсоюзов состоит в том, что даже уплата небольших членских взносов становится проблемой для большого числа работников. Из-за очень скромной зарплаты в 12-15 тысяч рублей у этих людей каждая копейка на счету, а взносы в 100-150 рублей уже кажутся чрезмерно большими.
Наконец, следовало бы отметить и такие факторы, как страх потери рабочего места и опасения расправы за принципиальную позицию. Пусть кто-то идёт против работодателя, но только не я, у меня своих проблем хватает. Забастовки, пикеты, нервотрёпка – это лишние стрессы, которых люди стараются избегать. Да и работодатели прямо заявляют, что работают на грани рентабельности – малейшие протесты и стачки приведут к непоправимым последствиям, невозврату кредитов, нарушению поставок и проч., что станет причиной полного сворачивания бизнеса.
Отсюда и формирование позиции: «своя рубашка ближе к телу». Именно её всегда упоминают профсоюзные активисты, когда их упрекают за робость и пассивность. Так что претензии взаимные.