Налоги на бизнес в историческом аспекте

Налоги – наиболее древний инструмент обременения предпринимательской деятельности. Они использовались еще в те времена, когда не существовало денежного обращения, и первые в истории человеческой цивилизации государства делали первые шаги.

В странах Древнего Востока в пользу государства взималась часть выращенного урожая. Такой способ пополнения государственной казны получил наименование прямого налога, так как взимался непосредственно с имущества каждого плательщика. В античной Греции и Риме, напротив, прямые налоги не применялись, а использовались косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления или пользования. Так, например, Афины в V в. до н.э. покрывали свои государственные расходы за счет поступлений от рудников и взносов Афинского морского союза. Кроме того, часть государственных расходов могла быть переложена на плечи предпринимателей и богатых граждан. Это делалось с помощью так называемых литургий – государственных денежных повинностей для наиболее состоятельной части общества древнегреческих полисов. В случае войны ими выплачивалась триерархия (для снаряжения военного корабля – триеры), хорегия (для оплаты хоров, выступавших на празднике Диониса) или гимнасиархия (на содержание в течение года гимнасии).

Налоговую повинность несли не все граждане полисов, а лишь наиболее состоятельная их часть. Позднее налогами стали облагаться и менее состоятельные слои населения – метеки. Наиболее высокими налогами облагались завоеванные территории. Так, в эллинистическом Египте условия выплат литургий были настолько тяжелыми, что многие предпочитали бегство. Аналогичные правила существовали и в Риме, где с I в. н.э. административные должности не оплачивались государством, а выполнялись богатыми людьми. Нередко это приводило к потере ими своего состояния. Что же касается предпринимательской деятельности, то она в Древнем Риме налогами не облагалась (за исключением работорговли).

С течением времени различными государствами мира были отработаны разнообразные формы и способы налогообложения предпринимательского сословия. Короли и государственные чиновники постепенно стали осознавать, что именно предприниматели, наиболее энергичный и платежеспособный класс, составляют экономическую основу государства, являются курицей, несущей золотые яйца. Налоги с предпринимателей следовало взимать так, чтобы, с одной стороны, получать в государственную казну максимально возможные суммы, но, с другой стороны, не разорив при этом налогоплательщиков. По меткому замечанию одного французского финансиста, этот принцип формулировался следующим образом: «Искусство сбора налогов подобно ощипыванию гусей – следует получать максимум перьев при минимуме крика».

Для налогообложения предпринимателей в мировой практике стали применяться следующие системы:

1. Уплата налога в соответствии с размером капитала. Данная система предполагает выплату налогов в большем объеме теми предпринимателями, которые имеют значительные личные состояния. Такой способ налогообложения оценивается общественным мнением как справедливый и экономически обоснованный. Размеры выплат для предпринимателей могли назначаться как государством, так и выбираться самими налогоплательщиками. Например, в России, купцы, в зависимости от размеров личного капитала, относились к определенным гильдиям.[1] Принадлежность к 1-ой гильдии была более почетна, чем ко второй или третьей, но требовала уплаты более высоких налогов. Купец сам объявлял о размерах своего капитала, тем самым приобретая определенные привилегии, общественное влияние и уважение.

2. Коллективное налогообложение. Начиная со времен раннего Средневековья монархи и короли стали использовать форму взимания налогов не с отдельных предпринимателей, а с их объединений по отраслевому или территориальному признаку. Особые предпринимательские корпорации, называвшиеся цехами или гильдиями, стали появляться еще в Византийской империи. Позднее они стали распространяться в Англии, а с XIII в. – в Германии, Франции и других странах Европы. С помощью предпринимательских объединений правителям было легче взимать налоги. В обмен на «упрощенную» систему налогообложения предприниматели получали какую-либо привилегию (монополию) в части ценообразования, ученичества, местной торговли и проч. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, организовывались таможенные заставы.

3. Уплата налога по виду деятельности. Одним из главных препятствий для установления точной величины налогов, взимаемых с предпринимателей, всегда был адекватный учет доходов, подлежащих налогообложению. Предприниматели, стремясь минимизировать налоговые выплаты, всеми способами пытались занизить величину собственных доходов. Государство стало противопоставлять этому такой специфический инструмент, как взимание фиксированных сумм платежей на определенный вид деятельности. В России, например, стали использоваться так называемые промысловые свидетельства, дающие право на тот или иной вид предпринимательской деятельности (промысла). Такие документы применялись для решения двух основных задач: во-первых, сбора фиксированного для данной деятельности налога, и, во-вторых, для лицензирования предпринимателей.

Следует отметить также то обстоятельство, что сбор налогов в прошлом являлся весьма обширным полем для предпринимательской деятельности. Монархи и правительства разных стран, пытаясь получить в свое распоряжение необходимые суммы быстро и без особых хлопот, продавали право на сбор налогов отдельным предпринимателям или предпринимательским объединениям. Предприниматели, купившие за установленную сумму право на сбор налогов (таких лиц называли откупщиками), своими силами собирали налоги. Причем делали это таким образом, чтобы собранные с налогоплательщиков суммы в значительной мере превышали выплаты, сделанные представителям государства.

Многие из опробованных в разные времена виды налогов на предпринимателей оказались неэффективными, в связи с чем от них пришлось постепенно отказываться. Так, например, коллективное налогообложение предпринимательских объединений в виде гильдий и цехов в обмен на предоставляемые привилегии утратило свою значимость из-за развития конкуренции. Помимо этого, властям во всем мире пришлось отказываться от каких бы то ни было форм добровольной уплаты налогов. В то же время отдельные налоговые инструменты оказались весьма удачными и перспективными находками, которые со временем стали использоваться в массовом порядке.

С введением в предпринимательское дело обязательного бухгалтерского учета государственным органам стало легче контролировать индивидуальных предпринимателей и предприятия в части движения финансовых и товарно-материальных потоков, а также сделки купли-продажи. Имея в своем распоряжении более или менее точные данные о прибылях и финансовом состоянии предприятий, государство могло более целенаправленно задействовать адвалорные налоги, взимаемые в процентном отношении к чему-либо. Так, стало возможным использовать в массовом и унифицированном порядке налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог.

Вместе с модернизацией налоговых систем совершенствовались и налоговые службы разных стран. Все они претерпевали с течением времени значительные количественные и качественные изменения, которые затрагивали структуру и функции налоговых органов, способы финансового и налогового контроля, формы налоговой отчетности. Простые мытари и сборщики налогов превратились ныне в квалифицированных налоговых специалистов, действующих на основе развитого налогового законодательства, обладающих широкими возможностями и полномочиями для исполнения своих обязанностей. Совместно с другими государственными службами налоговые органы следят за доходами и расходами предпринимателей, правильностью  исчисления и уплаты налогов, выявляют теневые и преступные доходы, способы легализации таких доходов («отмывание» денег) и схемы ухода от налогов.

Неуплата налогов в большинстве стран мира расценивается властями как очень серьезное уголовное преступление. В Китае, например, за неуплату налогов в крупных размерах предпринимателей подвергают очень суровым наказаниям (вплоть до публичного расстрела). В США законодательство предусматривает даже пожизненное тюремное наказание за неоднократное уклонение от уплаты налогов.

В других странах (в том числе и в России) за неуплату налогов предусматриваются не такие суровые наказания – они устанавливаются в виде определенных штрафов и не слишком длительного лишения свободы. Так, например, Уголовный кодекс РФ в ст.199 устанавливает, что уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Жесткая позиция государства в части уплаты налогов заставляет предпринимателей весьма серьезно относиться к вопросам налоговой оптимизации, так как любой конфликт с фискальными органами чреват финансовыми потерями и порчей деловой репутации. Предпринимателю следует знать основные типы налоговых платежей и действующие налоговые ставки для адекватного исчисления и уплаты налогов. Наиболее важные из налогов, используемых в российской и зарубежной практике для обложения предпринимательской деятельности, мы рассмотрим ниже.


[1] В России привилегированное гильдейское купечество делилось с 1775 г. по размерам капитала на три гильдии. До издания Положения о государственном промысловом налоге (8 июня 1898 г.) гильдейские свидетельства давали лицам обоего пола, их выбиравшим, права на торговлю и одновременно купеческие права. Впоследствии закон разделил эти преференции.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.