О происхождении выражения «После Бога деньги первые»

Выражение «После Бога деньги первые» может на первый взгляд показаться американской или западноевропейской пословицей. Однако эта народная мудрость имеет российские корни, хотя указанный в ней ценностный принцип в советское время подвергался сомнению и опровержению, поскольку коммунисты категорически отрицали наличие Бога, закрывали церкви и пробовали отменить деньги. А из золота, как говорил Ленин, мы будем делать писсуары. Иными словами, ни Бог, ни деньги в советском обществе не должны были занимать главных мест в мировоззрении человека.

Но жизнь всё расставила по своим местам и пословица «После Бога деньги первые» вновь заняла своё место в ценностной иерархии россиян. Это выражение часто произносится в семейной жизни, в искусстве и творчестве, в бизнесе и маркетинге, на работе и в планировании карьеры. Философский, социально-экономический, религиозный и идеологический смысл данной пословицы достаточно прозрачен: культ денег столь же могуч, что и вера в Бога (а для части людей деньги и есть Бог; причём русские люди в шутку называли деньги карманным богом).

Когда же появилась и вошла в речевой оборот пословица «После Бога деньги первые»? Есть ли у неё конкретный автор — сатирик, купец, баснописец? Или же это выражение — плод коллективного творчества, фольклор? Какой смысл изначально вкладывался в эту народную мудрость?

Для аргументированного ответа на поставленные вопросы воспользуемся наиболее качественным и уважаемым источником — Толковым словарём живого великорусского языка Владимира Даля 1880-1882 гг. издания.

Открываем первый том словаря Даля и читаем: Деньги — капитал, наличное, ходячая монета всякого рода, звонкая и бумажная. Денежка не Бог, а бережёт (или: а милует). Денежка не бог, а полбога есть. Святые денежки умолят. Тот прав, за кого праведные денежки молятся. После Бога деньги первые. (Т.1, с.428).

Из трактовок В.И. Даля мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, в 19-ом веке пословица «После Бога деньги первые» уже существовала и активно использовалась. Во-вторых, у неё нет конкретного автора (при наличии такового В.И. Даль делает соответствующую отсылку — например: Крылов, Грибоедов). В-третьих, Даль никак не комментирует понимание данной пословицы, полагая, что всем и так понятен её смысл. И действительно, судя по аналогичным поговоркам и пословицам, русские люди считали Бога и деньги связующим элементом в жизни общества, своеобразным цементом социально-экономических отношений, стимулом для активности в практически любой сфере.

Реальная жизнь подтвердила мудрость и глубокий смысл пословицы «После Бога деньги первые»: без денег и веры в Бога общество рассыпается, деградирует, вырождается. Хотя и чрезмерный религиозный фанатизм, замена Бога деньгами приводят людей к плачевным результатам (деньги — хороший слуга, но плохой хозяин).

См. также: Происхождение русских фразеологизмов

Галкин В.В., д.э.н, проф.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.