Экономика спорта – довольно молодая наука, которая сформировалась как самостоятельная научная дисциплина лишь во второй половине ХХ столетия. Именно в этот период начинают появляться первые исследования и серьезные труды по экономике спорта, формироваться теоретические подходы, образовываться кафедры, проводиться конференции, издаваться тематические сборники и специализированные журналы.
Подобно тому, как ранее менеджмент вышел из лона экономической науки (некогда было принято считать, что управление – часть хозяйственной деятельности, а не отдельная отрасль знания), так и экономика спорта выделяется в самостоятельную научную дисциплину лишь спустя определенное время.
Данный период становления был необходим ученым для осмысления экономики спорта как науки, выделения специфического категориального аппарата, классификации спортивно-экономических феноменов и явлений, выработки рабочих понятий, дефиниций, гипотез и теорий. Лишь после этого подготовительного этапа можно говорить о том, что в системе знания оформилась новая наука, объектом изучения которой стала двигательная активность и связанные с ней хозяйственные эффекты.
Иногда у студентов и слушателей возникает смутный вопрос – а зачем вообще нужна эта наука? Может быть, в ней вообще нет необходимости, — ведь многие годы люди обходились без излишнего мудрствования, опираясь лишь на опыт и здравый смысл в построении системы двигательной активности?
На поставленные вопросы можно ответить следующим образом. Без науки, конечно, можно обойтись – как можно обойтись без носового платка или средств личной гигиены. Но опираться только на эмпирику неразумно, так как обыденное мышление и суженное видение мешает нам увидеть более общие закономерности. Так, например, повседневный опыт подсказывает, что земля плоская, а Солнце вращается вокруг Земли. И так считалось целыми столетиями, пока наука не доказала иное.
Эмпирический подход в экономике – это практика проб и ошибок, попытка опытным путем нащупать наиболее универсальные и эффективные способы обретения личного и общественного богатства;
Путь теоретических обобщений, классификации и систематизации экономических знаний, создания действенных моделей и верных прогнозов – это путь науки, то есть выявления общих закономерностей, приводящих к повышению благосостояния наций и удовлетворению их потребностей в максимальном объеме.
В настоящее время экономика спорта переросла в комплексную науку, со многими направлениями и вспомогательными дисциплинами, структура которой представлена на рис.1.
Рис.1. Структура экономики спорта в классификации по уровням функционирования.
В системе градации по уровням функционирования экономики спорта наиболее удобна классификация по двум признакам – по величине хозяйствующих субъектов, действующих в системе физкультурно-спортивных отношений, и по подразделению на профессиональный (коммерческий) и массовый (любительский или некоммерческий) спорт. Основные различия по линии водораздела между коммерческим и некоммерческим спортом проходит по типам потребностей и потребителей.
В части любительского спорта основными потребностями являются запросы эстетического, оздоровительного и развлекательного характера – люди хотят быть красивыми, здоровыми и энергичными. Спортивные игры позволяют также интересно и с пользой для здоровья проводить свободное время. Что же касается коммерческого спорта, то главные потребности в данной сфере связаны, в основном, с ведением предпринимательской деятельности. Одна сторона в лице атлетов, тренеров, производителей спортивных товаров и услуг, заинтересована в получении прибыли и самореализации, другая сторона, в лице любителей спорта, предъявляет спрос на зрелища.
Другой тип классификации связан с локацией экономики спорта в системе других гуманитарных наук, определения ее функций и междисциплинарных связей (см. рис.2).
Рис.2. Экономика спорта в системе научного знания и бизнеса.
Для того, чтобы в полной мере выполнять свои функции и указывать верные пути развития массового и профессионального спорта, экономике спорта необходимы соответствующие возможности, средства и инструментарий.
Функции экономики спорта. Основными функциями экономики спорта являются:
- сбор фактического и статистического материала, касающегося отрасли физической культуры и спорта;
- обработка полученных данных, их систематизация и классификация, объяснение и интерпретация в рамках создаваемых теорий и моделей:
- верификация теоретических концепций, их критический анализ и модернизация; переход к качественно новым категориям и научным построениям на базе рабочих гипотез;
- распространение знаний по экономике спорта для широких кругов общественности и научных сообществ, работающих в пограничных и смежных областях;
- подготовка квалифицированных исследователей для экономики спорта;
- составление прогнозов экономического развития национальной и мировой системы физической культуры и спорта;
- выдача практических рекомендаций для бизнеса, органов власти и управления по формированию сбалансированной и эффективной отрасли оздоровительно-массового и профессионального спорта.
В нашей стране экономика спорта как наука в комплексе с ее инфраструктурой и исследовательским ресурсом только формируется. Однако при отсутствии соответствующих возможностей и средств данный процесс может затянуться на неопределенное время. Поэтому для становления экономики спорта как отрасли научного знания необходимы:
- штат исследователей, работающих в сфере создания нового знания в экономике спорта;
- система финансирования научных исследований;
- формирование научных школ и различных направлений в экономике спорта;
- система обмена и распространения профессиональных знаний по экономике спорта и смежным дисциплинам.
К сожалению, российская экономика спорта пока находится в зачаточном состоянии и не финансируется государством и бизнесом. Ее динамичное развитие, вероятно, состоится в ближайшем будущем.