В экономике спорта, как, впрочем, и в других видах хозяйственной деятельности, почти ничего нельзя вычислить с помощью формул и заранее выведенных математических соотношений. Взаимодействия людей в их отношениях друг с другом, с материальными и нематериальными ценностями, денежными средствами и всеми прочими активами настолько сложны, непредсказуемы и разнонаправлены, что их невозможно уложить в прокрустово ложе простых аналитических выражений.
Никогда нельзя сказать заранее, со 100-процентной точностью, какая, например, из команд Чемпионата мира, Европы или национальных лиг по футболу – станет чемпионом, кто в итоге займёт второе, третье и последующие места.
Так, например, известный инвестиционный банк «Голдман Сакс» в преддверии Чемпионата Европы по футболу 2016 года опубликовал свой прогноз на распределение призовых и последующих мест в турнирной таблице. Чемпионом, согласно расчётам банка, должны были стать французы, у которых было преимущество принимающей стороны и мощная поддержка местных болельщиков. Чемпионство Франции «Голдман Сакс» оценил в 23%.
Сразу за французской командой была помещена сборная Германии с 20-процентной вероятностью завоевания почётного трофея. Испания отставала от немцев на шесть процентных пунктов – её шансы «Голдман Сакс» оценил в 14%. Четвёртую позицию в рейтинге претендентов на золотые награды заняла Англия с 11%.
Российская футбольная дружина должны была выйти из своей группы — прогнозировали аналитики «Голдмана», но проиграет в стыковой игре хозяевам чемпионата — французам.
На деле, как известно, всё оказалось иначе – даже лучшие мировые прогнозисты просчитались. Чемпионами Европы стали футболисты Португалии, а Россия так и не смогла выйти из группы.
Но не только в футболе, игровых или индивидуальных видах спорта невозможно точно предсказать окончательный итог (хотя единичные попадания возможны). В спортивной рекламе нельзя доподлинно верно спрогнозировать её результаты в количественных и качественных показателях, трудно добиться приемлемой точности в предсказаниях посещаемости матчей, в смотрибельности телеканалов, отдачи инвестиций в атлетов, в спортсооружения, в спортивные интернет-проекты, предприятия и соревнования.
Большой степенью непредсказуемости и неопределённости обладают экономические реформы в сфере спорта и спортивной индустрии. Так, в России ныне сложилась весьма негибкая и ущербная модель профессионального спорта, которая во многом основана на финансировании спортклубов и команд из бюджетов всех уровней, а также из средств госкорпораций, выступающих в качестве спонсоров.
После 2014 года, когда цены на нефть существенно снизились, а на Российскую Федерацию были наложены санкции от ряда западных стран, экономика профессионального спорта в стране стала давать сбои; дотируемым клубам, атлетам и командам стало катастрофически не хватать средств, модель профессионального спорта в России потребовала кардинального реформирования. Реформ потребовал сам президент В. Путин.
Как показывают расчёты экспертов, стадионы, построенные в России к Чемпионату мира 2018 года, могут принести убытки в размере 2,4 млрд. рублей. Иными словами, в экономике спорта РФ может повториться та же негативная ситуация, которая сложилась в Бразилии после проведения там Чемпионата мира по футболу и Олимпиады 2016 года.
Но как осуществлять реформы, чтобы они прошли максимально безболезненно, без череды банкротств клубов и спортсооружений, без глубокого падения доходов спортсменов и тренеров?
Ответы на поставленные вопросы может дать экономическое экспериментирование, которое выявит наиболее эффективные и жизнеспособные формы организации спорта на макро и микроуровне.