Как стать умнее

Прежде чем ответить на этот сакраментальный вопрос, следует уточнить, что мы понимаем под словом «умный»? Владимир Даль, наш главный русский филолог и составитель Толкового словаря живого великорусского языка поясняет, что  «умный человек – кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий, постигающий не всякому доступное». По этой трактовке получается, что ум – свойство врождённое, а не приобретённое, хотя Даль и добавляет, что умный – это рассудительный, разумный человек, смышлённый и рассуждающий здраво. Глупый осудит, а умный рассудит – говорит народная мудрость.

Получается, ум, как и талант — свойство личности от рождения, которое могут улучшать или подавлять внешние условия. Но насколько велика роль образования и самообразования, упорства и настойчивости в этом вопросе, как быстро можно поумнеть и насколько это вообще возможно? Коротко ответим на основные вопросы развития интеллекта.

  1. Мозг требует ежедневной тренировки и нового опыта

Человек даже с самыми благоприятными интеллектуальными задатками деградирует без надлежащей тренировки, общения, чтения, совершенствования каких-либо навыков. Чем это положение подтверждается? Многими феноменами, среди которых наиболее характерен опыт детей-маугли. Другими словами, если ребёнок оторван от общения с себе подобными, не учится чтению, письму, счёту, то он зачастую навсегда утрачивает основные умственные способности. Если связь с обществом разорвана в течение 10-15 лет, то молодой человек уже не может освоить в полном объёме речь, не способен мыслить абстрактно, он ощущает и переживает комплекс неполноценности. А это переходит в нарушение психики, немотивированную агрессию, замкнутость, отказ от общения.

Конечно, случаи с детьми-маугли – это крайние варианты, которые хорошо демонстрируют последствия от отсутствия надлежащего круга общения и социума. В более мягких формах отсутствие умственной тренировки в повседневном режиме проявляется в озлоблении, склонности к преступлениям, отклоняющемуся поведению. Вывод: для поддержания и развития умственных способностей требуются ежедневные тренировки в интеллектуальных и прикладных сферах.

  1. В мозге должны формироваться новые связи

Как показывают исследования физиологов и медиков, головной мозг человека всё время меняется. Если индивид активно учится, рисует, танцует, играет в различные игры, осваивает творческие профессии, смотрит новые кинофильмы и спектакли, учится чему-то новому, то его мозг становится другим – в нём формируются новые нейронные связи, копятся знания, умения, навыки. Возьмите, к примеру, велосипед или вождение автомобиля. Вспомните, как вы были напряжены в начале обучения и совершали нелепые ошибки. После освоения навыка вы теперь не только ездите расслаблено, без нервного и эмоционального напряжения, но и позволяете себе отвлекаться, общаться с собеседником, говорить по мобильнику. Вы уже не думаете, какую передачу следует включать на той или иной скорости – ваш мозг делает это автоматически. Даже при обычной ходьбе мы не думаем, какую из 626 мышц тела следует задействовать – всё это автоматически делает обучившийся всему этому мозг. И лишь после тяжёлых инсультов человек в полной мере ощущает, как трудно ходить, поддерживать равновесие и координацию движений, когда данный навык мозга выключен.

  1. Непрерывное образование

Для постепенного развития мозга, без штурмовщины и срывов, необходимо постоянно чему-то учиться – наукам, общению с людьми, самоконтролю, расслаблению, фитнесу, рукоделию, музыке, приготовлению пищи – всему тому, что вам интересно и в чём вы видите практическую пользу. Учитесь чему-либо дома и на даче, на работе и в воспитании детей, в обучении домашних животных, в изучении семейной родословной, в освоении смежных и новых профессий. Чтобы стать более интеллектуальным и понимающим человеком, надо попробовать себя в различных ипостасях и видах деятельности.

Нередко бывает так, что новая практика или профессия становится более привлекательной, чем предыдущая. Физики становятся лириками, инженеры – поэтами, писателями и юмористами, врачи – блогерами, политики – предпринимателями. Впоследствии они с улыбкой и теплотой вспоминают свой путь исканий, поиск своего дела и собственной стези. Таким образом, непрерывное образование не только развивает мозг, делает человека умнее, аналитичнее, рассудительнее, но и даёт ему второе дыхание в жизни.

  1. Решение головоломок

Как показывают многочисленные исследования, разгадывание кроссвордов, решение головоломок, занятия наукой и исследованиями прекрасно развивают мозг, способствует созданию новых нейронных связей, выработке организмом особых веществ, которые продляют жизнь. Учёные и физиологи полагают, что продление жизни может достигать в среднем 5-7 лет. Этот факт подтверждается долгожительством научных работников в России и за рубежом, средняя продолжительность жизни которых на 8-10% выше, чем у других категорий трудящихся.

  1. Правильное питание

Казалось бы, какая связь между питанием и умственной деятельностью? Вроде бы прямой связи нет. Какая разница, что человек ест – лишь бы его питание было достаточно калорийным. Однако это не так. Питание человека, желающего поумнеть, должно быть умеренным, разнообразным и сбалансированным. Если питание будет лишено необходимых организму витаминов и микроэлементов, то и умственная деятельность может сильно пострадать. Яркий пример тому заболевание бери-бери, вызванное недостатком витаминов (в частности, витамина В1). У людей с дефицитом В1 возникает дезориентация в пространстве, они не понимают где находятся, появляется бессвязная речь, хуже работает память.

В более мягких формах неправильное питание влияет на интеллектуальную деятельность в таких проявлениях, как ухудшение восприятия, запоминания, забывание, трудности с подбором слов.

Отметим также, что периодическое голодание или соблюдение постов положительно сказываются не толь на фигуре, но и на умственной деятельности.

  1. Алкоголь, курение и наркотики разрушают мозг

Всем известна истина о том, что курение, алкоголь и наркотики – вредные и нежелательные привычки. Однако далеко не все знают, что сигареты, спиртное и наркотические вещества разрушают личность, негативно воздействуя на серое вещество головного мозга. Особенно заметна деградация на алкоголиках и наркоманах, которые стремительно утрачивают умственные способности, перестают адекватно воспринимать действительность, опускаются в социальном и экономическом плане.

Менее быстро, но том не менее неуклонно, действует на умственную деятельность и никотин (см. Курение и умственная деградация). Учёные установили, что у тех, кто курит, возрастная деградация интеллектуальных способностей идёт в пять раз быстрее, чем у некурящих. Дело в том, что при курении резко падает уровень кислорода в организме, который вытесняется другими газами, содержащимися в дыме сигарет. Поэтому многие органы и системы страдают от дефицита кислорода. Поскольку клетки головного мозга наиболее чувствительны к нехватке кислорода, они страдают в первую очередь и быстрее погибают. Так что курильщики могут хорошенько подумать над своими перспективами, пока есть чем.

  1. Настойчивость и постановка целей

В деле повышения умственного ресурса для человека очень важна настойчивость и правильная постановка целей. Можно попытаться сразу рвануть к высотам знания и быстро надорваться – если, например, поставить себе цель читать по одной книге в день. Или, например, написать кандидатскую или докторскую диссертацию за три месяца.

В этом деле нужно быть реалистом – стоит изначально ставить перед собой выполнимые цели за реальные сроки. Иначе раздражения, усталости и даже отторжения не избежать.

  1. Мотивация и дисциплина

В процессе пополнения знаний важнейшим элементом является мотивация. За достижение той или иной конечной или промежуточной цели себя следует поощрять добрым словом или чем-то вкусным, за слабость, лень и разгильдяйство нужно себя штрафовать – например, отдавать кому-либо из домочадцев небольшую сумму денег. Тогда мотивация перестанет быть чем-то абстрактным и далёким, превратится в действенную систему продвижения к успеху.

  1. Усталость и препятствия

    Путь к высокому интеллекту редко бывает приятным и лёгким. Усвоение новых навыков, знаний, умений – это упорный труд, который может надоедать и даже отторгаться. К этому следует изначально быть готовым. Желательно составить на бумаге план освоения знаний и навыков, запланировать на каждом этапе отдых, предусмотреть смену сфер деятельности, круга общения с теми или иными лицами. Тогда усталость не будет нарастать, не появится апатия и желание прекратить все попытки стать умнее

В заключение отметим, что ум для человека – не панацея, нужны и другие качества характера, поскольку смелость, настойчивость и решительность могут оказаться сильнее чем высокий интеллект

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.