Крылатое выражение «Учить уму-разуму» россияне употребляют по самым разным поводам — при воспитании детей, при попытках наказать недругов, при осуществлении наставничества в какой-либо профессии или сфере деятельности. При этом учить понимается не буквально, а в переносном смысле — мерами физического, морального, финансового и иного воздействия, которые бы изменили поведение кого-либо — ребёнка, члена семьи, партнёра по бизнесу или лица, совершившего неподобающий поступок. Близким аналогом выражения «Учить уму-разуму» являются такие фразеологизмы, как «Я вам покажу, где раки зимуют!» или «Вы у меня ещё попляшете!».
В выражении «Учить уму-разуму» явно прослеживается намёк на жёсткие меры воздействия, на наказание или оказание давления на кого-либо. В современной практике русского языка фразеологизм «Учить уму-разуму» применяется не только в отношении частных лиц, но и в отношении организаций, предприятий-конкурентов и даже целых государств (а также политических и военных союзов), которые требуется силовыми или принудительными методами поставить на место.
Для иностранных граждан, углублённо изучающих русский язык, а также для любителей и коллекционеров фразеологизмов будет небезынтересно узнать этимологию выражения «Учить уму-разуму», игру смыслов с умом и разумом, а также почему данное изречение содержит скрытую угрозу.
Разгадать тайну выражения «Учить уму-разуму» нам традиционно поможет Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, которому наш великий словесник посвятил 53 года своей жизни, собрав и классифицировав 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок.
Открываем четвёртый том словаря Даля 1882 года издания и находим нужное нам выражение. У В.И. Даля оно звучит в развёрнутом виде: За дело побить — уму-разуму учить. (Т.4, с.495).
Теперь нам становится ясно, откуда в редуцированном (сокращённом) выражении «Учить уму-разуму» появляются угрожающие нотки. В поговорке двухвековой давности мы видим словосочетание «за дело побить», от которого в современной практике осталась одна коннотация.
Но почему учить надо через побои? И чем отличался ум от разума в понимании наших предков?
На Руси и в царской России телесные наказания учеников считались весьма полезными. В начальной школе и семинариях на общее обозрение вывешивались изречения типа: «Розга ум вострит, память возбуждает и злую волю в благо превращает».
Таким образом, порка была неотъемлемой частью учебно-воспитательно процесса. Что же касается ума и разума, то В.И. Даль отмечает следующее. Ум — общее название познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его; а другая нрав, хотение, любовь, страсти. Животное может быть умным, но не разумным, поскольку ему не доступны отвлечённые понятия, науки и искусства. В просторечии ум нередко принимает значение воли: худой ум, худой разум, не только глупые поступки, безрассудные, но и безнравственные, вредные, преступные; в этом случае ум потому худ, что не смог осилить воли. (Т.4, с.494).
Поэтому, по мнению русских людей, учить кого-либо надо было не только уму, но и разуму. В современной России с начала 2020-х годов также обсуждается этот вопрос — но при других формулировках — надо давать школьникам и студентам не только знания (ум), но и воспитывать их надлежащим образом (формировать разум). Правда, речь не идёт о возврате телесных наказаний.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов